Намедни федеральная «Независимая газета» разместила на своём сайте хвалебный материал о губернаторе и его заместителе Владимире Компанейщикове. В частности, в нём сказано, что именно при правлении Виктора Назарова в Омской области начался золотой век в общественной жизни: «И не вспомнить, когда столько проводилось форумов, чтений и различных акций. Каждый может себя свободно выразить – и обычный общественник, и политический активист». Более того, – рассуждает издание, – губернатор «подарил омичам демократию». «Даже внесистемную оппозицию в Омске никто не притесняет и не ущемляет, – пишет «НГ». – Может высказаться любой». Занятно, но историй о том, как любитель урбанистических чтений Владимир Компанейщиков вставляет палки в колёса «Бизнес-курсу» и БК55, названных в статье «оппозиционными изданиями», хватило бы на отдельный журнал. «Более того, если это дельное предложение, то его услышат», – продолжает хвалить главу региона газета. А вы согласны с тем, что в общественной жизни региона действительно царит золотой век?

Александр Малькевич, Генеральный директор АО «ОРТРК» («12 канал»):
– Полностью согласен. Более того, рад, что мои слова услышали и в федеральном центре; я ведь всегда говорил о том, что Омск, особенно сейчас, занимает уверенное первое место в России и по количеству СМИ, и по степени медийной свободы, ведь одного без другого не бывает. В Омске не только свободные СМИ и ярко бурлит жизнь на страницах и в эфире многочисленных СМИ – ровно то же самое происходит и с общественной жизнью, которую не давят, не расставляют «красные флажки». Здесь ­действительно, в регионе, в хорошем ­смысле слова, можно все. Прежде всего, самое главное, здесь можно говорить, не боясь, что за это тебя выгонят с работы, куда-то там потащат, привлекут, выпишут тебе «волчий билет», заставят покинуть область и т.д. и т.п. Как говорил Мао Цзэдун: «Пусть расцветают сто цветов». Вот и в Омской области это действительно происходит; во всяком случае, в последнее время, пока я нахожусь здесь, я это вижу своими глазами. И не только – еще и сам принимаю посильное участие и в общественной жизни, и в ее наполнении.

Анатолий Канунников, советник на общественных началах руководителя государственной инспекции труда в Омской области:
– Никогда не будет золотого века в демократии, пока не будет золотого века в экономике. И общественные движения, которые свободно выражают свое мнение, а потом бегут за помощью к власти, обеспечившей им это выражение мнения, не смогут повлиять на то, чтобы власти занялись самым важным делом – не демократию развивали, а экономику.

Роман Кузьмин, директор юридической фирмы «Гранд Юрист»:
– Возможно, золотой век в общественной жизни и наступил, но тем не менее в области остается немало проблем, таких как: зарплатный уровень, отток населения из региона и многое другое. Проблемы, конечно же, решаются, но работы ещё достаточно много, и главе Омской области нельзя расслабляться и останавливаться на достигнутом.

Елена Олюнина, волонтер сообщества помощи бездомным животным «Будка-Омск»:
– Не знаю, царит ли сейчас в регионе золотой век или нет, но могу с уверенностью сказать, что в последние два года на все наши письма, в частности об отлове собак, мы получали от чиновников какие-то отклики. Некоторые предложения даже обсуждались в Горсовете. Другое дело – удовлетворяли эти ответы нас или нет, но факт остается фактом – отклик от власти был.

Иван Притуляк, радиоведущий и бизнес-тренер:
– Смотря что считать общественной жизнью. И что считать причинами ее рассвета или заката. Общественные слушания проводят, это явный плюс. Молодежные форумы – тоже проводят, тоже плюс. Культурных мероприятий в виде концертов, чтений, квартирников, лекций и мастер-классов стало больше – это тоже хорошо. Только это связано не с помощью или противодействием властей, а с наличием мест и людей, которые могут это все организовать, и с возросшим желанием самоорганизовываться и проводить досуг иначе, чем преду­сматривают всенародные культмассовые мероприятия. Свои дельные предложения предпочитаю реализовывать самостоятельно. До золотого века далековато. Да и вообще, если вспомнить, золотой век – это все же термин, относящийся к прошлому. Я же сторонник движения вперед, в будущее. Надеюсь, что светлое.

Александр Сычев, литератор:
– Мне это высказывание кажется странным: можно провести сколько угодно «мероприятий», которые будут называться «форумами» или как-то еще, но будет ли это означать, что в Омской области есть демократия? Заявление о том, что каждый может себя свободно выразить, оно, во-первых, довольно расплывчатое, а во-вторых, важно ведь не выразить себя, а ­увидеть, что тебя услышали, что можно, выражая свое мнение, чего-то добиться. Я в таких вопросах чистый теоретик, но думаю, что с этим были бы серьезные проблемы. И еще было сказано, что «даже внесистемную оппозицию никто не притесняет». «Даже» – то есть этим можно открыто хвастаться? Получается, могли бы притеснять, но все-таки не притесняют. Говорю же, как-то странно это все звучит.

Анна Статва, руководитель проектов Центра развития туризма «Увлечен и Я»:
– Золотой век демократии – это звучит гордо. Только нужно учесть, что демократия, свобода слова и возможность высказать свое мнение существуют у нас только в том случае, когда это самое мнение совпадает с мнением власти. Тогда вас за него и по головке могут погладить. В противном же случае вы как минимум получаете порицание, а как максимум попадаете в немилость к этим самым властям.

Роман Ковалев, общественник:
– С одной стороны, да, в Омской области по сравнению с предыдущими годами стало больше открытости, не избивают политических активистов и вполне себе можно критиковать и спорить с чиновниками. С другой, мне кажется, что в связи с ухудшением ситуации с правами и свободами на федеральном уровне говорить о золотом веке в отдельном регионе странно – когда в России сажают на три года за несогласованные мирные акции и одиночные пикеты, а потом пытают в камере, а когда за репост картинки.

Игорь Федоров, блогер, общественник:
– Честно говоря, я спокойно высказывал свое мнение что при Полежаеве, что при Назарове. Так что, как мне кажется, золотой век – это несколько пафосно и преувеличено.