Подготовили его для нашего региона москвичи.

23 сентября 2016 года приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области был утвержден документ под названием «Территориальная схема обращения с отходами», в том числе с твердыми коммунальными отходами в Омской области. О том, что это за схема и для чего она нужна, представители СМИ говорили сегодня с министром природных ресурсов и экологии Омской области Александром Винокуровым в «Доме журналиста».

«С 1 января 2016 года полномочия по всему процессу, связанному с вывозом и утилизацией отходов были возложены на субъекты РФ, – напомнил министр. – В рамках этих полномочий, необходимо было разработать документ, согласно которому будет понятно, сколько отходов образуется на территории Омской области, куда они должны вывозиться, где должны пройти мусорную сортировку, куда их можно будет захоронить. Этот документ и есть «Территориальная схема...». Мы начали его разрабатывать еще в ноябре 2015 года, затем объявили конкурс, и 12 января текущего года заключили контракт на разработку «терсхемы». У нас было порядка 10 участников, выиграла московская компания «Центр по благоустройству». В рамках конкурса мы договорились о том, что схема будет разработана в течение года. На момент заключения контракта Правительство РФ еще не подготовило все документы, поэтому в ходе работы по этой схеме, вносились изменения, разрабатывались постановления Правительства – и разработчик их учитывал».

Как выяснилось, в настоящий момент полномочия по «мусорному» направлению делят на троих Минприроды (отвечает за разработку «Территориальной схемы», за сбор отчетной информации и статистики), Минстрой (выбирает регионального оператора по вывозу и утилизации отходов, проводит конкурс на это место) и РЭК (регулирует нормы, тарифы и сопутствующие вопросы).

Необходимо уточнить, что «региональный оператор» теперь – это тот орган, который будет отвечать за все этапы мусорного круговорота – от вывоза твердых коммунальных отходов до захоронения или переработки на территории Омской области. Его роль также прописана в «Территориальной схеме».


«При разработке «терсхемы» необходимо было определить зону деятельности регионального оператора. При обсуждении со всеми заинтересованными лицами были предложения разделить Омскую область на три, пять, шесть зон, было предложение поделить пополам – по реке Иртыш, соответственно, одна зона – правый берег, другая – левый. Стало понятно, что придется проводить несколько конкурсов, на какие-то зоны оператора мы можем не найти. В результате решено было, что вся Омская область будет зоной действия одного оператора. Сегодня мы готовы к тому, чтобы провести конкурс на это место, но не все документы со стороны Москвы готовы для того, чтобы Минстрой мог его объявить», – рассказал Винокуров.

Министр также отметил, что Омская область вторая после Московской представила свой проект в федеральный Роспотребнадзор. Обошлась эта кипа документом нам недешево – четыре миллиона рублей за одну «Территориальную схему» от москвичей. Электронная версия еще находится в доработке.

Винокурову задали логичный вопрос – когда же «терсхема» начнет работать и приносить пользу, на что он затруднился дать конкретный ответ, ограничившись сообщением о том, что документ утвержден на 10 лет, он не является догмой, и, в конце концов, Москва по-прежнему задерживает какие-то нужные для начала работы документы.

Еще один «затык» – с инвесторами. Как мы помним, в Омской области на сегодня нет ни одного мусорного полигона, который бы вел легальную деятельность. В рамках «Территориальной схемы» запланировано построить 7 межмуниципальных центров по обращению с отходами (комплексных предприятий которые будут работать с мусором от и до), а также 5 муниципальных центров и 24 станции по переработке отходов. Затык в том, что инвесторов пока всего трое. По словам министра, недавно было четверо, но один оказался «неинвестор».

«Это очень прибыльный бизнес! – призывно провозгласил Винокуров на сегодняшней пресс-конференции. – Мы готовы предоставлять условия, пожалуйста, начинайте работу!»

В некоторых районах области частные лица действительно уже занимаются этим еще до создания всяческих документов. Вопрос в том, удастся ли построить что-то в ближайшее время и у нас, особенно с учетом того, что, как акцентировал внимание министр, муниципалитеты должны принимать участие в этой работе, но степень участия никем не регламентируется. А три человека из Минприроды, увы, на всю область маловато, чтобы создать гигантскую работающую структуру.