Многолетние упражнения по отправке омского градоначальника в отставку закончились ничем. (Даже после 11 июля, после пяти лет "мэрства", его оставили главой города до ноябрьских выборов). Но «хромую утку»* из него все-таки сделали. Сегодня мы публикуем статью из архива журнала "Бизнес-курс", до сих пор не потерявшую актуальность.
У Вячеслава Двораковского, бывшего депутата Омского горсовета и бывшего главного инженера «Мостовика», человека, прямо скажем, малохаризматичного, никогда не было шансов стать мэром миллионного города. Но так легли карты. В конце мая 2012 г. скоропостижно завершается эпоха 20-летнего правления Леонида Полежаева, который, уже уходя, дает добро одному из своих соратников Олегу Шишову выдвинуть кандидатуру Вячеслава Двораковского на пост омского градоначальника.
А теперь о нюансах. Выдвигалась и согласовывалась кандидатура Двораковского при губернаторе Полежаеве, ушедшем в отставку, как известно, 30 мая 2012 г., а выбиралась, так сказать, всенародно спустя две недели – 17 июня, уже при губернаторе Назарове и его сером кардинале Гамбурге, заклятом враге Полежаева. Таким образом, конфликт новых губернских властей с новыми муниципальными начальниками был предопределен. А крушение гигантской многомиллиардной пирамиды, построенной «Мостовиком», и уголовное преследование его лидера, Олега Шишова, только ускорили этот процесс.
Вот уже несколько лет мы наблюдаем весьма креативные попытки дискредитировать мэра, деморализовать его, вынудить уйти в добровольную отставку. Тут были и путинская бабушка Рапацевич с «поросенком», и просто «поросенок в халате», и «дорожные феи», небезобидные шутки и приколы на центральных каналах ТВ... Были и звонки пранкеров с откровениями Назарова в прямом эфире о «тупом омском мэре». Даже федеральный «Коммерсант» не поленился спрогнозировать отставку мэра.
Сторонники изоляции Вячеслава Двораковского публично унижали его, выводя «за скобки» торжественных мероприятий как областного, так и городского уровня. Мэра либо вообще не приглашали, либо он приходил сам без приглашения и стоял в одиночестве, как «чужой». Омичам при каждом удобном случае давали понять: в Омске мэра нет. Есть «болотина», из-за которой и возникают всякие коллапсы: транспортные, когда солярки нет автобусы заправлять, дорожные с разбитыми, как после бомбежки, магистралями... Само собой, за провалы в подготовке к 300-летию Омска и даже неудачи «ЕдРа», проигравшего на выборах в Омске коммунистам, за все за это должен отвечать только Двораковский.
При этом ни для кого не секрет, что за травлей омского мэра стояли Юрий Гамбург, Владимир Компанейщиков и, конечно же, омский сенатор Андрей Голушко, посчитавший возможным вычеркнуть градоначальника из списков приглашенных на торжественное закрытие кинофестиваля «Движение» или открытие Воскресенского собора. Хотя по логике такие списки составляются службами протокола и утверждаются губернатором и мэром. Лично у Голушко есть веские причины не любить и даже мстить мэру, «завернувшему» в самый последний момент его проект приватизации «Омскэлектро». Плохо, когда это делают государственные мужи – сенаторы или депутаты Госдумы.
Как известно, многолетние упражнения по отправке мэра в отставку закончились ничем. Но «хромую утку»* из градоначальника миллионного города они сделали. У Двораковского нет и не было все эти годы никаких шансов даже помышлять о повторном выдвижении своей кандидатуры. А это значит, человек работал без перспективы, без планов на будущее: день продержаться да ночь простоять.
Ну и кто же вышел победителем из этих информационных баталий? Парадокс, но человеком, который точно не проиграл, стал как раз мэр Вячеслав Двораковский. Он, в отличие от Шрейдера, в свое время пережившего неимоверный натиск полежаевской «стаи», даже не похудел. Прямо-таки древнегреческий философ из бочки: Вячеслав Викторович даже не пытался мстить своим обидчикам... Он их простил или сделал вид, что прощает.
Сегодня, за неполные восемь месяцев до окончания срока полномочий, мэр Двораковский, как единодушно отмечают омские СМИ, имеет неплохие шансы торговаться за место «под солнцем». Усиление позиций мэра связано прежде всего с предстоящими выборами в Омский горсовет и возможными досрочными выборами губернатора. Имеется в виду, конечно же, пресловутый административный ресурс: омские КТОСы, возможности окружных администраций и, в принципе, неплохие позиции мэра в еще действующем Горсовете.
Итак, если Двораковский не проиграл, то омского олигарха от ВПК Сергея Морева можно считать победившим. По крайней мере, на этой промежуточной дистанции. Именно Мореву удалось, как никому, в постсоветской истории региона взять под личный контроль как областную, так и муниципальную власти. После скандальной неудачи с «красным денди» Олегом Денисенко, которым Морев пытался заменить губернатора Назарова в прошлом году, его позиции в областном правительстве только усилились. Морев единолично контролирует миллиардные потоки оборонного завода «Высокие Технологии», где региональные власти имеют 30-процентную долю. Отдавая области с трех миллиардной выручки смехотворные три миллиона дивидендов, Морев, не стесняясь, тратит сотни миллионов рублей на создание «машины», способной обеспечить его неуемные политические амбиции. Речь идет как о финансировании одномандатников, отданных «Единой Россией» Мореву на откуп, так и о пресловутом медиахолдинге олигарха с его газетами, сайтами, телевидением, радио, наружной рекламой.
Мы пока не знаем до конца, чем объясняется паталогическая зависимость назаровского правительства от советника директора не самого крупного оборонного завода, а вот в дружбе Морева с Двораковским, которого правительство неустанно шельмовало, все предельно ясно. И одним из весомых плодов этой дружбы стал передел рынка наружной рекламы, от которого олигарх не без помощи Двораковского откусил почти 40%. А если добавить сюда рекламные конструкции дружественной Мореву новосибирской компании, то это уже 60%! Вот кто будет диктовать условия на будущих выборах? Теперь Морев, у которого самые крутые места для билбордов, будет определять, кому на них выставляться, а кому нет. «Наружка» в скором времени вполне может стать предметом политического шантажа и торга.
Само собой, что и на «дивиденды», если таковые имеются, от административного ресурса мэра Двораковского шансы претендовать есть только у Морева, который оставил кое-кого в дураках. По крайней мере, пока...
Именно Мореву с его связями в силовых структурах приписывают покровительство над «хромой уткой» Двораковским: «Слава, сиди, ты нам еще нужен».
Примечание: «Хромая утка» (англ. Lame duck) — в американской политической системе президент, который покидает свой пост, проиграв очередные выборы или не имеющий права выдвигать на них свою кандидатуру в соответствии с 22-й поправкой к конституции, в особенности после того, как выбран его преемник. В американском политическом жаргоне словосочетание появилось в середине XIX века.
Проект: Ирина Леонова, Анастасия Павлова, Николай Эйхвальд, Александр Зуев, Анастасия Стрельникова, «БК-рейтинг»
P.S. Весь проект можно прочитать в архиве журнала "Бизнес-курс" (№40(665) от 19.10.2016 г.)
Источник: http://bk55.ru/news/article/84815/