Космонавт-испытатель выступил перед земляками, рассказал о своей дороге к звездам и творческих планах: книге про космический Омск.
– Что вы почувствовали, когда узнали о полете Юрия Гагарина?
– Я тогда стоял за токарным станком на заводе Баранова. Для меня этот полет стал настоящей вехой. На тот момент я перечитал все научно-фантастические книги в библиотеке возле дома и знал, что роботы, война миров. Но я думал, что все это так далеко… Еще в детстве, когда стали запускать первые спутники, мы с пацанами бегали смотреть на точки в небе. Когда собаки полетели в космос, я по-прежнему думал, что очередь человека настанет нескоро.
– Именно тогда родилась ваша мечта?
– Я жил рядом с авиационной частью и мечтал стать летчиком. Когда Гагарин отправился в космос – захотел стать космонавтом. Писал письма в отряд подготовки, а мне отвечали: набор космонавтов не производится. Но я не терял надежды. Окончил летное училище. Мне было 25, я служил в Красноярском крае старшим летчиком, когда пришла телеграмма: нужно два космонавта. Пошел к старшим, прошу: отпустите! А они отказываются. Тогда показал свои детские письма и ответы, которые мне присылали. Тогда комдив сдался. Я был зачислен в отряд слушателем-космонавтом в 1970 году, после жесткого отбора: из 3000 желающих прошло всего 10 человек.
Космонавт-испытатель встретился с омичами на презентации «космического» троллейбуса, расписанного художником Никитой Абрамовым
– Расскажите о самых тяжелых моментах подготовки.
– Меня и еще двоих товарищей привезли в пустыню, 10 км от Самарканда. Было несколько таких групп на расстоянии 10-20 км друг от друга. Нам оставили три литра воды, аварийный набор еды: сухари, печенье. И нужно было три дня в таких условиях выживать. Мы прятались под парашютом. Я из любопытства попробовал выйти наружу. Влага мгновенно испаряется из организма, язык утолщается, тело покрывается солевыми отложениями. После этого, кажется, на все готов ради глотка воды. Мы проходили подготовку в разных условиях, в том числе и в тундре, когда кругом болото, ты перебираешься по кочкам, и тебя окружает вода. Но пустыня – это было самое сложное.
Со словами «Ну, мы не в пустыне» одна из благодарных слушательниц протянула Юрию Исаулову бутылку воды
– Из десяти человек, которые прошли отбор, в космос отправились только четверо. Почему вас не было среди них?
– Меня отстранили прямо перед полетом: отравление. И это был не единственный раз, когда мой вылет в космос сорвался буквально в последний момент. В итоге я 22 года руководил Центром управления полетами, отвечал за связь с космонавтами на орбите. Могу точно сказать: космос – это сложно. Например, многие думают, что находиться в невесомости приятно. На самом деле далеко не для всех. Порой команде приходится заботиться о товарище, в котором это состояние вызвало физическое недомогание. Здесь возможны самые разные внештатные ситуации: разгерметизация, пожары. Поэтому у космонавта нет времени прислушиваться к своим эмоциональным ощущениям. Да, в первые мгновения чувствуешь эйфорию. Но потом ты обязан быть полностью сосредоточен на стоящей перед тобой задаче – тут уж не до эмоций.
– Как вы думаете, отправится ли человек однажды на другие планеты и встретит ли там кого-то?
– Не верю, что мы одни во Вселенной. Не должно быть так. И с технической точки зрения к полетам на другие планеты мы уже готовы. Дело стоит за тем, чтобы научиться обеспечивать в таких условиях жизнь человека. Так что пока речь идет о довольно далекой перспективе.
– Что бы вы посоветовали землякам, которые только начинают свой путь к мечте?
– Заниматься спортом. В моей жизни он был всегда. Лыжи, коньки, акробатика, гимнастика, стрельба… Спорт учит стремиться к победе, развивает стиль победителя. Какую бы вы потом сферу ни выбрали, это останется с вами.
– О чем будет ваша следующая книга?
– В 2012-м я презентовал трилогию «Такая короткая, долгая и извилистая дорога в Вечность». Первая часть – «Дорога в небо» – о том, как я мечтал стать космонавтом. Вторая – «Дорога к звездам» – о моем пребывании в Центре подготовки. Третья – «Дорога в бизнес» – о предпринимательской деятельности. Работаю над четвертой, пока не знаю, как она будет называться, – возможно, «Космический Омск». О выпуске в нашем городе космической техники.
После Юрия Исаулова еще долго не могли отпустить: подходили по одному и задавали интересующие вопросы