Министр природных ресурсов и экологии Омской области сегодня на открытии форума «ЭкоВООМ» заявил, что молодежь должна научить старшее поколение беречь природу.
– Расскажите пожалуйста, почему именно сейчас решили впервые провести Сибирский промышленно-экологический форум?
– 2016 год – особенный год, это преддверие Года экологии. Указом Президента 2017 год будет Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Вы, конечно, знаете, что в последнее время сделано достаточно много по многим экологическим показателям Омская область входит сегодня в лидеры среди российских регионов.
– Например?
– За последние 4-5 лет у нас существенно уменьшились выбросы в атмосферу, индекс загрязнения воздуха в конце 90-х был равен 17, а сегодня, по итогам 2015 года, он у нас уже равен 3. Поэтому все домыслы, что у нас в Омске очень грязно, я предлагаю сегодня пообсуждать, дообсуждать и поставить на этом жирную точку. То же касается и воды – «ОмскВодоканал» сегодня на четвертом месте по стране по степени чистоты водопроводной воды.
– А можно ли сказать, что в Иртыше вода стала чище?
– Река Иртыш постепенно очищается. В нее попадает меньше стоков, которые не прошли предварительную очистку. Наша задача состоит в том, чтобы все, что попадает в реку, перед этим чистилось. Ливневую канализацию город только начинает приводить в порядок – все, что у нас дождями смывается в реку, необходимо также фильтровать.
– Но купаться-то когда можно будет?
– Многие и так купаются. Я не думаю, что при Советском Союзе, когда пляжи были все открыты, вода была намного чище. Просто мы педантично относимся ко всему сейчас. Роспотребнадзор говорит, что пляжи закрыты – и все, значит вода грязная. Но в жару купается полгорода при этом!
– То, что у нас снизился индекс загрязнения атмосферы значит, что наши предприятия стали меньше «дымить»?
– Индекс загрязнения атмосферы – это тот показатель, который информирует, какие примеси находятся у нас в воздухе. Сегодня на территории Омска есть 10 постов наблюдения за этим, данные которых подтверждают, что промышленные предприятия прилагают максимум усилий, чтобы воздух был чище. Сейчас гораздо больше выбросов дают автомобили. Но учитывая то, что Россия переходит на экостандарты Евро-4 и Евро-5 (они регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах), то скоро мы сможем выйти в лидеры по чистоте нашего воздуха.
– Но омичи жалуются часто на смог, «черный снег» и тому подобное...
– Если кто-то не был в Бурятии или в Челябинске, побывайте, посмотрите, что у них происходит, особенно с началом отопительного сезона. Уверяю вас, что в Омске жить хорошо, в Омске жить надо!
– Я так понимаю, самый актуальный вопрос сегодня – уборка и переработка мусора?
– Это проблема, которая у нас существует по всей России – твердые коммунальные отходы. На форуме мы посмотрим, к чему сможем прийти по раздельному сбору мусора. Установили здесь контейнер для этой цели. Сегодня все переработчики вторсырья говорят о том, что главная задача – в отходах отделять органику от неорганики, то есть пищевые отходы от всех остальных. Тогда практически 90% неорганического мусора можно будет перерабатывать и пускать во вторичное производство. А сейчас все вместе выбрасывается, из этого мы можем извлечь 8-10% отходов на переработку, а остальное все идет в захоронения.
– Можно ли каким-то образом законодательно решить эти проблемы?
– На сегодня законодательство нам диктует, что с нового года на территории России нельзя будет захоранивать то, что можно переработать. Выполнение этого требования – очень сложный и долгий процесс. Здесь мы рассчитываем на помощь нашего молодого поколения, которое намного лучше экологически воспитано, чем старшее, и которое, без сомнения, сможет научить взрослых бережно относиться к природе, не засорять нашу землю. Ну и кроме того, конечно, мы делимся опытом регионов в плане переработки, совместные решения изобретаем, будем через депутатов их воплощать в жизнь.
– То есть, сегодня в вопросах экологии надо полагаться в первую очередь на молодежь?
– Да, сегодня у нас много молодых экологов, а старшему поколению трудно привить экологическую культуру. Но идет работа в этом направлении. Когда люди выезжают на отдых, например, на Амринскую балку, а к ним подходят дети 12-15 лет и говорят: «Дяденька, вот вам мешок, вы сюда мусор сбрасывайте, а мы потом за вами уберем». После этого отдыхающие и мусор в мешок стараются сбрасывать, и увозить его сами. Хорошая практика у нас была по выдаче мешков для мусора охотникам вместе с разрешением.
– Это сработало?
– Потом мы договорились с ГИБДД, чтобы на выезде проверять, кто везет с собой обратно эти мешки с мусором. Процентов 30 мужиков-охотников повезло. И сейчас все меньше их мусор выбрасывает в лес. Мужики увозят мешки с собой, учатся. И это во многом зависит от молодежи: как мы будем им рассказывать о том, что необходимо беречь нашу природу, как мы будем их этому учить.