Председатель метеоритной комиссии при Омском планетарии рассказала об экспедициях, самых известных омских метеоритах и об энтузиастах, на которых все держится.
– Татьяна, как вы оказались в рядах метеоритчиков?
– Я с юности занималась в астрономическом кружке «Альбирео» при Омском планетарии, которым руководит Владимир Николаевич Крупко. Воспитанники кружка пишут научные работы, с которыми потом выступают на различных конференциях по астрономии. А материал для этих работ набирается во время ночных наблюдений за небом и в экспедициях.
Под руководством Владимира Крупко мы ездили, например, по Омской области. У нас в Большереченском районе лежит самый большой железный метеорит России, по оценкам ученых. Правда, найти его пока не удается. О поисках этого метеорита я в соавторстве с Владимиром Крупко и Натальей Полынцевой делала доклад.
Также мы несколько раз ездили вместе с академиком Павлом Васильевичем Флоренским в очень интересное место – метеоритный кратер Жаманшин. Он находится на территории Казахстана.
Из экспедиций мы привозим образцы минералов, почвы, в Жаманшине можно найти тектиты – это сплав земного и космического вещества. Астрономия и метеоритика увлекли меня на всю жизнь.
Хотя я не стала профессиональным астрономом, но до сих пор участвую в организации экспедиций, непосредственно в поездках, читаю лекции.
– А вы держали в руках настоящие метеориты?
– Конечно, у нас есть образцы и тектитов из Жаманшина, и кусочки Сихотэ-Алиньского метеорита. Это потрясает воображение, когда представляешь, что камень, который ты держишь в руке, старше нашей планеты, он летал в космосе, а теперь он – вот здесь. Есть в коллекции омского планетария и оплавленные шлаки из Чукреевки – на территории города в 1990 году упала комета.
– В Омской области часто падают метеориты?
– Да, бывает. У нас есть описания 50 падений метеоритов именно на территории нашей области. Самый известный из них, конечно, Большереченский. Один из омских метеоритов Хмелевка, найденный Петром Дравертом, находится в коллекции комитета по метеоритам РАН.
Метеорит Кармановка внесен в Реестр метеоритов, причинивших вред людям. Он при падении попал в женщине в пятку.
Два крупных падения в последние годы случились в 2003 и в 2008 годах в Тюкалинском и Муромцевском районах. Мы выезжали на оба эти места.
– А кто вообще ездит в экспедиции по поиску метеоритов?
– Это в основном энтузиасты, на них все держится. Те, кто увлекаются астрономией, метеоритикой и туризмом одновременно. Кто готов жить в палатке, много ходить по пересеченной местности. Мы берем с собой металлоискатели, лопаты для сбора образцов. В 2011 году мы нашли в Большереченском районе следы падения кометы.
– Как это было?
– Прочесывая леса мы увидели воронки с небольшими валами по внешнему контуру, внутри которых почва имела иную структуру и цвет, чем земля вокруг. На эти места очень сильно реагировал металлоискатель. Мы взяли образцы этой почвы и потом в городе, рассмотрев их под микроскопом, обнаружили стримергласы – кометные маркеры.
– А почему праздник День метеоритчика отмечается именно 17 сентября?
– Эту дату утвердили во всесоюзной экспедиции на место падения Сихотэ-Алиньского метеорита. Праздник создан в честь дня рождения известного метеоритчика Алоэ Аго Оттовича. Кстати, в этот же день родился Константин Циолковский – основоположник космонавтики. Мы в Омском планетарии отмечаем два главных праздника – это День космонавтики весной и День метеоритчика осенью.
– Как проходит празднование?
– Обычно в этот день мы подводим итоги летних экспедиций. Проходит торжественная часть, где мы вручаем дипломы тем, кто отличился. Строим планы на новые поездки. Смотрим фотографии, видеозаписи. Традиционно бывает чаепитие и песни под гитару. Обязательно исполняем «Гимн метеоритчика». Там есть такие слова:
Я держу на руке синеватый кусочек металла,
От Земли вдалеке это чудо когда-то летало:
Застывало во мгле, раскалялось в горниле распада.
Я держу на руке голубые следы звездопада.
– А могут просто желающие поучаствовать в ваших экспедициях?
– Да, мы всегда рады заинтересованным людям. Я ведь уже говорила, что у нас все держится на энтузиастах.