Омский политик и общественный деятель считает, что пенсионная реформа, повышение  возраста выхода "на покой", спровоцирует  массовую безработицу.

– Министр финансов Антон Силуанов предлагал повысить пенсионный возраст до 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин. Более того, по мнению Силуанова, это надо делать «чем быстрее, тем лучше».

Средняя продолжительность жизни мужчин в России сегодня не дотягивает до 63 лет. И если сейчас до пенсии не доживает примерно половина российских мужчин и четверть женщин, то до нового пенсионного порога не дотянет уже около половины населения. В случае повышения пенсионного возраста в нынешних экономических условиях миллионы людей неизбежно останутся и без пенсии, и без зарплаты !

Всякий, кто знаком с российским рынком труда, знает, как сложно на нем найти работу человеку старше 50 лет. А на дворе – кризис. Масса молодых, владеющих всеми современными навыками, теряет работу. Сейчас в стране уже около 4,5 миллионов безработных. А куда трудоустроить 13,5 миллионов пожилых людей? Вакансий вроде вахтёра-сторожа не хватит и для одной десятой их части! А на пособие по безработице в России выжить невозможно.

Каждый год в стране будет появляться большое количество граждан, не вышедших на пенсию, за которыми надо сохранить рабочие места. Это при том, что из школ и вузов на рынок труда сейчас каждый год выходит порядка 1,5 миллиона человек. И этой молодежи кое-как удается находить работу в том числе потому, что освобождаются рабочие места уходящих на пенсию. Но в случае повышения пенсионного возраста в России выход людей на пенсию практически прекратится на целых 5 лет. И в первый же год после реформы рынок труда окажется переполненным.

Надо четко понимать: пенсионный возраст можно повышать только в рамках быстро растущей экономики, создающей много новых рабочих мест. В противном случае мы получаем неразрешимую проблему массовой безработицы. За несколько лет образуется многомиллионный слой людей, у которых не будет ни работы (и зарплаты), ни пенсии .

Предлагаемая реформа неизбежно приведет к колоссальному социальному взрыву, что серьезным образом  ударит по рейтингу президента, поскольку граждане привыкли связывать постановления правительства  напрямую с его указами.  

Решение пенсионного вопроса находится в другой плоскости – необходимо увеличить собираемость зарплатных налогов. Но в этом направлении практически ничего не делается. В Минфине же считают, что альтернативы повышению пенсионного возраста нет, что эта мера позволит сэкономить от 620 миллиардов до 1,3 триллиона рублей за три года. Экономия весьма сомнительная, так деньги будут плавно перетекать в  пособия по безработице.
   
В России непрерывно растет удельный вес «серых» денег. Председатель Федерации профсоюзов России Михаил Шмаков считает, что таких «серых» зарплат у нас до 50%. Ряд экспертов говорит о 45%. То есть практически каждый второй работодатель скрывает часть зарплаты своих сотрудников от налогов (данные по России в целом). 7,64 триллиона рублей – таких колоссальных масштабов, по данным Росстата, достиг в прошлом году объем скрытой оплаты труда. В развитых странах соответствующий показатель не превышает 5%. Сколько же россиян получают невидимые налоговиками деньги? Реально этого никто не знает.

Отсутствие реального профсоюзного движения или его функциональной замены делает ситуацию почти безвыходной. Необходима налоговая реформа, с одной стороны, – снижение налоговой нагрузки (зарплатные налоги) на бизнес с плавным распределением налогов работодатель-работник, с другой стороны – ужесточение ответственности за неуплату налогов, включая уголовную.