Несмотря на то, что у малого бизнеса остаются большие просрочки по кредитам, банки продолжают давать взаймы предпринимателям. Причины раскрыл начальник управления по работе с малым бизнесом и премиальными клиентами Райффайзенбанка.
– Роман, по данным агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», в России просрочка по кредитам малым и средним предпринимателям к 1 мая 2016 года выросла почти на 46,8% до 740,5 млрд рублей. У бизнесменов были большие долги и перед Райффайзенбанком. Ситуация изменилась?
– Просрочка в целом стабилизировалась. Если говорить о микрокредитовании – кредитовании самых маленьких предприятий, где оборот менее 60 млн год, то именно в этом сегменте были наибольшие потери для банка в период кризисных явлений. В целом по стране каждая пятая компания не смогла вернуть взятые на себя обязательства.
– А как обстоят дела с чуть более крупными компаниями?
– Здесь мы более удовлетворены нашими заёмщиками. Они более дисциплинированы. Давая кредит таким предприятиям, мы тщательнее изучаем ситуацию, их активы, перспективы. На анализ уходит более 2 недель. Поэтому здесь всегда легче предугадать развитие ситуации.
– Бизнесмены, зная, что могут окончательно погрязнуть в долгах, стали реже обращаться за финансовой помощью в банк?
– Отнюдь. За полугодие мы выдали кредитов больше в 2 раза, чем за тот же период год назад. Конечно, были времена, когда мы выдавали еще больше, например, в 2014 году, но ненамного. Вообще, стоит сказать, что спрос на кредитование того же малого бизнеса всегда есть.
– В Омске, наверное, ситуация обстоит хуже? Судя по новостям, малому бизнесу в регионе приходится непросто. Треть компаний, согласно проведённому анализу Омскстата, является убыточной. Многие бизнесмены, не видя перспектив, покидают город...
– Есть те, кто развивается. Мы видим хороший бизнес как по стране в целом, так и по Омску в частности. В целом результаты лучше, чем в прошлом году, а прошлый год, к слову, несмотря на кризис, был неожиданно хорошим. В Омске у нас растёт количество клиентов. В этом году с радостью для себя увидели, что их стало больше тысячи. Это один из крупнейших городов с точки зрения малого бизнеса после Москвы, Санкт-Петербурга.
– Бизнесмены жалуются, что торговым компаниям проще получить кредиты, чем тем, у кого реальное производство. Действительно ли какие-то отрасли находятся в более выгодном положении перед банками?
– Если говорить про тех же производственников, то их доля в малом бизнесе в России составляет по статистике сегодня порядка 10 процентов, а доля в нашем кредитном портфеле у них – 20 процентов. Поэтому сказать, что они находятся в каком-то невыгодном положении относительно нашего банка, нельзя. Скорее наоборот. Вообще, выдавая кредит, мы больше ориентируемся не на отрасль, а на заёмщика. Если для нас прозрачна экономика и структура собственности заёмщика, мы видим обороты и ритмичность этих оборотов, видим, что бизнесмен хорошо понимает риски, то у него большие шансы получить тот же кредит. Есть банальная, но правильная фраза, которая хорошо подходит для бизнеса: «Сначала ты работаешь на репутацию, потом она работает на тебя». Если заёмщик вовремя выполняет свои обязательства, банк к нему будет относиться лояльнее. Для примера, у нас есть клиент, который работает в бумажной отрасли. 8 лет назад мы дали ему кредит в полмиллиона рублей, а недавно ему была установлена кредитная линия уже в 35 млн рублей.
– А как поступаете с теми, кто не может выполнить свои финансовые обязательства?
– Каждый случай мы рассматриваем индивидуально. Если мы видим, что у компании есть выход из кризиса, то мы делаем реструктуризацию. У нас было достаточно много таких процессов. Кризис пришёлся на прошлый год. Сейчас уже реструктурированные кредиты стабильно погашаются.
– Роман, а как вы можете охарактеризовать основные тенденции развития малого бизнеса в нашей стране?
– Малый бизнес – это очень интересная часть экономики в целом. Сейчас 30% экономики – это малый бизнес. Это, конечно, немного по сравнению с многими странами, где доля может быть и 60, и 70, и 80%. Но если мы посмотрим, то 10 лет назад эта доля в России составляла всего 20%, а 20 лет было всего 10%. То есть мы видим, что постепенно доля малых предприятий по России растёт, растёт количество вовлеченных людей, и это радует. Это позитивный знак. Чем больше малых предприятий, тем сильнее экономика.