Замдиректора музея им. Врубеля рассказал, какую роль в будущем музея сыграет Фонд развития.

– Что собой представляет Фонд развития музея

– Юридически это называется «Фонд целевого капитала». Суть проста: люди собирают деньги, вкладывают их в банк, а на проценты с этого вклада живет организация. Самый известный из таких фондов – фонд Нобеля. Также существуют фонды британских и американских университетов, которые насчитывают 100-летнюю и 200-летнюю историю. Фонды такого типа давно известны за рубежом, в России они действовали до Октябрьской революции. Сейчас эта форма вновь развивается, в основном в сфере образования

– А в музеях такая практика насколько распространена?

– В России сейчас 4 музея имеют целевые фонды. Это крупные музейный комплексы, например, Эрмитаж, Петергоф. Мы создаем первый в стране фонд целевого капитала регионального музея.

– Что нужно для создания фонда?

– Необходимо собрать 3 млн рублей, чтобы сформировать сам капитал. Он собирается по договорам. Заключается договор между фондом и человеком, который передает в виде пожертвования некую сумму. В течение года с момента поступления первого взноса на счет организация должна набрать минимум – 3 млн рублей. Дается ограниченный срок, чтоб организация доказала свою жизнеспособность. Пожертвования могут делать как физические, так и юридические лица, суммы могут быть самые разные.

– Каким способом вы планируете набирать средства на первоначальный капитал?

– Есть разные формы. Например, есть такая программа «Ежедневная благотворительность», ее придумали для фонда Хабенского, который помогает больным детям. Идея такова: люди, оплачивая что-то в банкоматах, могут пожертвовать сдачу на благотворительность. Это небольшие суммы по отдельности, но из них могут формироваться серьезные средства. По статистике, человек в год тратит на благотворительность 2 тысячи рублей. Мы предоставим еще одну возможность людям – вложить деньги в будущее музея.

– Вы уже планировали, на что пойдут эти деньги?

– Да, мы расписали все задачи до 2024 года. Мы планируем развивать дальше уже существующие музейные программы. Например, «Здравствуй, музей!». Это обучающая программа для сельских школьников. 5 тысяч детей по этой программе учатся. Мы не можем их бросить. Нам нужны средства для развития «Театра живописи». Есть у нас программа «Песок помнит солнце» для воспитанников коррекционных школ. У нас в области это тысяча детей, ими надо заниматься. Таких программ в Сибири и в России больше нет. Плюс мы должны заниматься наукой, исследованиями. Когда появится центр Эрмитаж-Сибирь, нам потребуется издавать каталоги выставок. Для эрмитажных картин надо будет создавать условия, там очень жесткие требования. Также у нас есть планы по реставрации экспонатов.

– Сколько денег музей сможет получать, благодаря фонду развития?

– Как правило, это 10% от суммы целевого капитала. То есть мы набираем 3 млн и 300 тысяч в год у нас будет регулярно. Понятно, что есть инфляция, но ведь и сумма капитала будет увеличиваться со временем. Мы будем перебивать инфляцию новыми поступлениями.

– На какой стадии сейчас формирование целевого капитала?

– В эти дни в Москве на подписании находится договор на 1 млн рублей. Один из банков к 300-летию Омска делает нам такой подарок. Они решили вложить серьезные средства именно в музей. Таким образом, первый взнос – 1 млн – скоро нам поступит. После этого пойдет отсчет времени – за 12 месяцев мы должны будем собрать еще 2 млн. У нас есть предварительные договоренности с рядом крупных омских предпринимателей, которые вошли в попечительский совет нашего фонда. И мы надеемся, что нужную сумму для регистрации Фонда развития музея собрать получится.