#ГородзаборОмск. Так лаконично член Союза архитекторов охарактеризовал происходящее в мегаполисе. В том числе во взаимоотношениях между властью и обществом.
– #ГородзаборОмск. Так я назвал эту статью, отправляя текст в редакцию. Для тех, кто собирается обидеться по поводу названия статьи, напоминаю, что основным символом нового герба города является она самая – любимая краснокирпичная стена. Она же и на флаге.
Родом я из далекого аула на окраине области. Он являлся одним из подразделений в прошлом знаменитого совхоза «Екатеринославский». В составе также была д. Новоскатовка, и жили там в основном немцы. А еще д. Крушановка, населяли ее и немцы, и русские, и казахи. В ауле Кудук-Чилик проживали в основном казахи и несколько «своих» немецких семей. Почему «своих»? Потому что по менталитету, образу жизни их дети ничем не отличались от своих казахских сверстников, да и казахским языком владели иногда и лучше. И в нашем ауле к началу перестройки была одна немецкая, одна русская семья, которые остались и до сегодняшних дней. В других соседних совхозах и колхозах была примерно такая же картина. Так к чему же столь длинное начало...
Была одна интересная примета: если дом ярко выкрашен, забор на всю длину ровный и тоже покрашен – это немецкая семья; если забор есть, выбелен, но имеются его завалы – живут русские; если забор частичен или его нет вовсе – к бабке не ходи, добро пожаловать к казахам. Конечно, не всегда, но, как правило. На таком простом примере хотел показать ментальность, принцип исторической памяти от слободской общины до степной вольности. Извините, если слишком упростил. Но это ведь из моей памяти.
Сегодня и жизнь другая, и заборы другие. Почти нет отличий, которые были ранее. Появились разные возможности, детей в семьях не по 10-12 душ. Все ровно, опрятно, есть газ, и вода подведена почти в каждый дом. Заборы богатых сельчан все высокие, из кирпича, ворота из тяжелого металла. Но главное: пришла другая жизнь за эти заборы.
Если раньше это никак не сказывалось на открытости друг другу, сегодня красивые заборы – элемент защиты, иногда отчуждения друг от друга. Такие вот времена! Помню, была аульная библиотека еще в саманном клубе. Большой популярностью тогда пользовался журнал «Роман-газета». Со скуки часто просиживал среди этих книг и множества журналов. Были и цветные издания типа «Крокодил» и журнал на казахском «Ара», что означает пила, тоже сатирического содержания. Подшивок было множество по разным годам. Глубоко врезались в память фельетоны со смешными картинами, сопровождавшие кампанию против разных там заборов и их поклонников. Хочу обязательно поискать эти журналы в Пушкинке и изрядно посмеяться над образами мещан, обывателей рядом с металлорешетчатыми конструкциями с чередованием массивных кирпичных столбов. Видимо, тогда были в государстве проблемы с производством металла для промышленных нужд. Вот так через борьбу за дорогой металл боролись с мещанской психологией. Кстати, наверно, этот принцип вложен в проекты строительства панельных микрорайонов конца прошлого века, когда, только проехав мимо другого двора, можно попасть к себе (огородиться очень затруднительно). Сегодня тенденция другая, под стать времени, мы рисуем по квартальному принципу, облегчая жизнь активистам-заборолюбам.
Про исторические спирали событий сказано и написано достаточно. На новом витке развития Омск, в том числе, вновь охватил бум строительства заборов. Там, где можно было пройти дворами, сокращая путь, теперь нарезаешь сотни лишних метров вокруг «домовладений». Сначала активные бабульки и дедульки, вчерашние парторги и комсорги носились по разным инстанциям с требованием согласовать очередной забор в пределах межевого, кадастрового плана. Сегодня эстафету приняло молодое поколение дельцов. Замечательный (!!!) Земельный кодекс РФ торжественно держат у самого сердца. Сегодня кадастры и реестры правят бал. Да так, что у холопов и прочей челяди не только чубы трещат, ум за разум выворачивает. Скорее выяснить Некрасову «Кому на Руси жить хорошо», чем не потеряться в водоворотах современных бюрократических тенденций. Есть такая среда, которую каждый из нас может любить или не любить, но каждое обращение, каждая челобитная питает, удобряет это гидроподобное чудовище. В среде, где человек почти ничтожество, есть Её Величество БУМАЖКА. Энергетика БУМАЖКИ почти божественная, срок ЕЁ жизни намного больше людей, поклоняющихся ЕЙ, свято верящих, что не провели время зря, замарав очередной белый лист, расходуя тонны бумаги, гектары лесов, отравляя воды Великого Байкала.
Хорошо помню середину 90-х, когда мой сосед по этажу водрузил на свои окна и лоджию металлические решетки. Хозяином был работник УФСИН. Как-то незаметно пример оказался заразительным. «Передовой опыт» перекинулся на другие дома. Тогда я негодовал: понимаю, неприятно оказаться за решеткой, а оградить себя собственноручно – тут надо изменить психику. Слава богу, этот период развития быстро завершился, но решетки с окон опустились на землю, и началась новая мода на ограждения дворов, придомовых палисадников высотой не менее метра с кодовыми замками, камерами и будками для охраны. Этакие свои мирки в окружении разрухи и грязи! Но это мир за калиткой, не наш мир, ничья территория, существует хоть не в воображении, но отчужденно и не требует заботы. Все это так прекрасно прописано в замечательных Земельном и Градкодексах. Одни специалисты от города выскребли широченные полосы (красные линии) для грязи и бурьяна, другие строго следят за тем, чтобы ни один сорняк, ни одна грязная кучка не были убраны «неправильными» руками и неправильным, без процедур, способом.
Отгремели салюты в честь 300-летия Омска. К слову, спасибо организаторам увеселительной части – знатный получился праздник! Всегда интересен процесс подготовки, подведение промежуточных этапов. Из вопросов по теме хотелось бы отметить лишь два характерных момента: лакированную стенку по Любинскому проспекту, которую по ходу удалось исправить по высоте, и вновь возведенную стену желтого кирпича напротив Госархива по Партизанской. Ограждение было и раньше – металлическое с незамысловатым рисунком, но пространство не убивало. Теперь после воссоздания Воскресенского собора забор закрывает интересные видовые точки, и воровская простота смотрится необычайно убого и чуждо городскому пространству и горожанам, которые на верном пути к любви к своему городу, – седовласому Омску. Наверное, уже прописаны какие-нибудь своды правил и регламентов, оправдывающие оба деяния. Не против, но совершенное игнорирование архитекторов как посредников между городским сообществом и необходимостью пережевывать множественные законы и нормативы может привести только к одной ветке – к тупику. Понятно и другое, что многие наши коллеги сумели дискредитировать профессию в угоду сиюминутному желанию сладко покушать, но сегодня общество ждет честного служения себе от архитекторов (ау...), от чинуш всех мастей (вы вообще-то служите народу, а не ради сложения защитных для себя БУМАЖЕК).
И все-таки верю, нет надежды на другое, кроме веры. Противное разумному не может быть вечным. Каждое поколение у нас проживало с верой в лучшее следующего поколения. И были же проблески. Надеюсь, новые ожидания будут недолгими.