В пятницу, 5 августа, Вы, г-н министр культуры РФ открывали в Омске Воскресенский собор – одно из исторических зданий, куда приходил молиться Федор Достоевский. Произносились трогательные речи. Виктор Назаров заявил, что воссоздание храмов «нужно для будущих поколений наших детей и внуков». Ваш друг сенатор Андрей Голушко в своей речи назвал Воскресенский собор символом начинающегося четвертого столетия в истории Омска. Полежаев же вообще расплакался под звон колоколов...

А мне это напомнило банальный предвыборный митинг высокопоставленных господ, идущих за мандатом то в Госдуму, то в Заксобрание Омской области. Объясню, почему.

Здесь же, на территории исторического ансамбля плацпарадов Омской крепости, в ста метрах от празднества, стоит дом коменданта крепости де Граве, в котором, как Вы, наверное, знаете, функционирует музей Достоевского. Сотрудники этого музея, робкие запуганные интеллигенты, ждут Вашего появления все последние годы... Они так надеялись на Вас и Вашу помощь. Сегодня дом коменданта и музей находятся на осадном положении. Я не верю, что он достоит до весны следующего года. И допускаю, что его раньше сожгут или снесут бульдозером.

Уверен, увидев все это воочию, Вы, потративший столько времени на инспекцию реконструированных обозных сараев на сотни миллионов, должны обязательно воскликнуть: «Кто это сделал? Почему они это сделали? Что руководило этими людьми? Забота о будущих поколениях или элементарная алчность, проистекающая из ужасающего невежества?».

Увы, господин министр, ни из один подобных вопросов в Омске задан быть не может. В Вашей свите нет ни одного человека, кто мог бы ткнуть пальцем: «Это он сделал, Морев, олигарх от ВПК, решивший воткнуть здесь на крохотном клочке земли, между старинной лютеранской кирхой и омским историческим брендом №1, домом де Граве, 64-этажный жилой небоскреб».

Согласитесь, на этом фоне Ваши заявления о «европейских кварталах» в исторической части Омска звучат как издевательство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нашем земляке, скромном русском офицере де Граве, некогда спасшем Федора Достоевского от верной гибели. Без него место русского писателя в истории мировой литературы осталось бы вакантным. После каторги Федор Михайлович бывал здесь, играл в карты, пил чай, смеялся. Сегодня это единственное здание в Омске, стены которого «помнят» великого классика.

У омичей был шанс внести свой весьма достойный вклад в формирование ансамбля плацпарадов Омской крепости. Мы могли рядом с домом де Граве построить современное здание литературного музея Федора Достоевского, а дому коменданта крепости вернуть его исторический облик. Он этого заслуживает.

Повторюсь, такой шанс у нас был. Еще при Полежаеве начальник Управления культуры Генова решением облисполкома передала музею «под развитие» здание городского вытрезвителя, в котором когда-то размещался цех резино-технических изделий моревского агрегатного завода. Произошла накладка: чиновники, передав вытрезвитель музею, не оформили должным образом землю под ним. И вот тут появились «черные» моревские юристы. Задачка, которую они должны были решить, из разряда простейших. Если земля по ошибке властей числится за моревским агрегатным заводом, а здание на этой земле является собственностью музея, то... Все правильно, господин министр, надо просто снести здание бульдозером. Ну и «по-моревски» огородить частную собственность забором, обычная для «бандитских 90-х» практика отъема государственной собственности. Но ведь у нас на дворе, извините, 2016-й, год 300-летия Омска! Чем же тут можно гордиться? Заключениями госоргана по охране исторических памятников, выдавшего гангстеру Мореву справку о том, что его небоскреб в пяти метрах от одноэтажного домика Достоевского не нарушает целостности восприятия исторического ансамбля Омской крепости?

Чем же ответило Мореву наше правительство? Заявило в полицию по факту сноса здания? Нет, два назаровских министерства, культуры и имущественных отношений, заключают с олигархом мировое соглашение, по которому Мореву отходят земли еще и сугубо музейные. Министры поставили сотрудников музея на колени перед олигархом: просите, может, он Вам крышу за 600 тысяч отремонтирует. И это в год трехсотлетия!

Вопрос последний. Как объяснить, что даже сейчас, после публикации серии скандальных материалов журнала «Бизнес-курс» и сайта bk55, мы так и не услышали ни одного заявления на эту тему. Молчат правительство, СМИ, депутаты всех уровней, сенаторы, правоохранительные органы, общественные организации, блогеры, правозащитники.

Будем называть вещи своими именами. В Омске отключены, не работают все институты демократического гражданского общества.

Я плотно занимаюсь этой темой уже несколько недель. И вот мое объяснение. Ответ надо искать в самом характере взаимоотношений омских областных властей с олигархом от ВПК Сергеем Моревым. А они, эти взаимоотношения, имеют все признаки бесстыдной, ничем не прикрытой коррупции. И еще СТРАХА. В высоких омских кабинетах прямо намекают на то, что у Морева ВСЕ и ВЕЗДЕ схвачено.

Ну а как еще по-другому объяснить гибель на глазах у молчаливого общества главного исторического памятника региона?

300-летие скоро закончится. Но я предлагаю Вам остаться, найти этот дом, только без свиты, заказать экскурсию за 550 рублей, выслушать все, что Вам расскажут... А потом просто извиниться перед этими людьми. За музей, который хуже коммуналки семидесятых, за «униженных и оскорбленных» работников этого музея.

Не знаю, почему, но я верю в перемены, которые начнутся после этого письма Вам. Вернитесь, Владимир Ростиславович, Вы должны увидеть то, что от Вас скрыли.

Сергей Сусликов

P.S. Ниже мы приводим ссылки на материалы спецпроекта «БЕСЫ»: