Для дебютной колонки нужно поговорить о чем-нибудь глобальном. Или скандальном. Или медийном.

Вот я и решил. И решился. В связи с открытием 3 августа бюста Ермаку в Советском парке захотелось порассуждать о разных современных PR-технологиях и приемах. О манипуляции общественным мнением. О том, как несколько человек пытаются чуть ли не поставить на колени миллионный город.

Надеюсь, никто не скажет, что я «разжигаю» (и в мыслях этого нет).

Но вот удивляться и задавать вопросы имею право.

Напомню вкратце предысторию: буквально накануне открытия бюста в интернете вдруг появился ролик, в котором одна (!) женщина в очках на фоне постамента сообщила, что сотни ее знакомых и разных прочих товарищей «оскорблены, раздавлены, возмущены, потрясены и т.д.» тем, что в Омске появится Ермак. Еще один – но об этом ниже.

И – побежало кое-что по трубам… «Задышал» интернет, соцсети, включились отдельные СМИ. Началась целая кампания с ярко выраженным знаком «анти».

Итак, все мы смогли воочию увидеть, какие PR-приемы открывает нам XXI век с его новыми информационными технологиями: достаточно одному человеку (одному, Карл!) выйти в любое место, встать, снять себя на телефон – и, главное, заявить, что он представляет некие слои общества… И всё: колесо PR-кампании завертелось.

Конечно, для дальнейшего успеха необходимо этот ролик выложить на любом хостинге и начать спамить: отправлять эту ссылку во все возможные концы, по всем мыслимым адресам – в ООН, в суд по правам человека, можно еще разослать по базе в 10 тыс. СМИ всего мира и т.д.

Самое главное – придумать яркий, душераздирающий заголовок. Что-нибудь типа «насилие над памятью предков», «моральный геноцид» и т.п.

Всем понятно, что новостной трафик негативного характера легко продается. Поэтому СМИ, «на раз» вовлекаемые во все негативные кампании, начинают масштабную медиа-вакханалию, которая с успехом несет в массы мысль о том, что «общественность города расколота», «горожане протестуют» и т.д.

Так и надувается пузырь на ровном месте; при этом почему, кем и как этот пузырь надувается, я прекрасно знаю. Ответ простой: выборы на дворе, вот некоторым кандидатам и хочется влегкую заработать себе очки – дескать, «только я один – радетель за национальные интересы».

Далее – дело технологий. При этом уважаемые и авторитетные лидеры общины в публичных интервью говорят, что никаких проблем как раз нет. Во-первых, прошло уже более 430 лет; во-вторых, сегодня на омской земле все национальности, слава богу, живут вполне мирно.

И тут некто начинает раскачивать лодку. Что поделаешь: в момент предвыборных кампаний неизбежно происходит обострение, на поверхность выносит все самое грязное и низменное (в людях) – борьба-то часто идет без правил.

Так можно далеко зайти, между прочим.

Я прочитал некоторые интервью людей, находящихся далеко за пределами Омска и Омской области, и как оказалось (с их слов), что не только Ермак – «неоднозначная фигура». В том плане, что ставить памятники таким людям нельзя. Иван Грозный – тоже «неоднозначный», он опричнину ввел. Оказывается, даже Екатерина Вторая – «неоднозначная». Чем? Как? Почему? Мне, если честно, не очень понятно. Возможно, тем, что санкционировала свержение и потом, как говорят, убийство своего мужа. Так ведь там все такие были! И Александр Первый был в курсе, что его отца убили.

Я для всех, на всякий случай, напомню, что однозначных фигур в нашей с вами истории практически нет: Петр Первый город на костях построил, бороды стриг против желания бояр; все цари еще и войны вели, Дмитрий Донской вот с Олегом Рязанским враждовал, земли его разорял – но роль победителя в Куликовской битве рязанцы вроде не оспаривают. И против его причисления к лику святых не протестовали.

И еще.

Да, я человек в регионе не местный, но хочу задать несколько риторических вопросов. В Омске есть улица Ермака, бассейн «Ермак», спортивный клуб «Ермак», ТД «Ермак». В Омском историко-краеведческом музее есть целый зал, посвященный покорению Сибири, где висят исторические полотна, страшно сказать, какого содержания: на них видно, как казаки расстреливают из ружей с челнов своих практически безоружных противников из войска Кучума (у тех были только стрелы). В конце концов, там стоит восковая фигура Ермака в полный рост!

Так неужели до конца июля 2016 года наличие такого количества «ермакизма» в Омске не травмировало эту женщину? Когда она шла мимо бассейна или по улице Ермака, ее это не задевало? Возможно, она ни разу не была в областном историко-краеведческом музее?

Если так, то зря, там сейчас проходит отличная выставка, посвященная трем векам города, там же можно найти и восковые фигуры «неоднозначных» Бухгольца (у него с экспедицией не заладилось), Петра Первого (выше мы его уже «разоблачили»), Колчака. Там же и Туполев с Королёвым. Если к личности Королёва вопросов нет, то Туполев, великий конструктор, использовал труд заключенных (одобрят ли его наши горе-«общественники»?). Всё это завершается фигурой Манякина, который оставил великий след в истории омской земли, но для кого-то и он будет неоднозначным, потому что был партийным деятелем, с кем-то наверняка по роду службы должен был бороться и «душить демократию».

В общем, не все однозначно. Кроме того, что музей посетить все-таки стоит. Хотя бы для общего развития.

Теперь пойдем дальше; все-таки я журналист, хотелось бы во всем дойти до самой сути. И понять, что именно вызывает такую боль у героини видеоролика.

Итак, возможно, женщина является жительницей Советского округа, и ее будет травмировать поход в Советский парк. Впрочем, для того, чтобы найти бюст Ермака, ей нужно будет очень потрудиться: свернуть с центральной аллеи и отправиться в сторону Барабинского острога. Кстати, забыл его упомянуть, когда перечислял «ермаковские» места Омска. Есть же ведь и клуб военных реконструкторов (упомянутый мною острог), где «Служилые люди Сибири» на День города ежегодно проводят военно-исторические фестивали и разыгрывают сцены, которые наверняка (как мы теперь выяснили), в самое сердце могут ранить нескольких человек.

Правда, меня не перестает мучить риторический вопрос: друзья мои, если вас все это так сильно ранит, зачем идти в Советский парк, в сторону Барабинского острога, где бородатые русские мужики стреляют из пушек и мушкетов? Они организовали себе небольшой островок своего реконструкторского счастья, никого туда силком не тащат и своих ценностей никому не навязывают. Но и к ним, в их «чужой монастырь», зачем лезть? Почему им пытаются запретить поставить рядом со своим центром духовно-нравственного развития бюст человека, который является для них вдохновителем?!..

Почему вот уже который год в Омске находятся люди, считающие, что лучше ничего не делать – «тогда точно не ошибешься»?! Выступают они не за созидание, а просто – против! По принципу Бабы Яги.

И то верно: ведь, если что-то делать, обязательно кого-нибудь заденешь, на чьи-то интересы наступишь. Поэтому давайте просто расслабимся и погрузимся в болото?
Хотя… кто мешает «возмущенным» взять, да и поставить в том же парке… бюст последнему сибирскому хану Кучуму? Я считаю, что любое национальное образование или историческое объединение, имеющее у себя некую базу (клуб или музей) имеют право рядом со своей опорной точкой поставить бюст, мемориальную доску, стелу историческому персонажу, вокруг которого строится их деятельность. Почему нет?

Только это ведь нужно потрудиться – эскиз сделать, все согласования пройти, найти деньги на изготовление, снова согласовать, установить, само открытие провести… это долгие месяцы упорного труда, много сил и средств.

Я этот путь прошел, хотя за рамками своей профессиональной деятельности заниматься вот такой вот общественной (установка бюстов Маргелову, Королёву и Ермаку) на благо Омска вроде бы не обязан. Но – хочется!

Потому что, считаю, что человек, которого не устраивает мир вокруг, должен пытаться делать что-то, чтобы изменить окружающую действительность. Малыми делами и большое сотворим. Если только руки опускать не будем…