Пострадавшие от претензий скандального фотографа региональные СМИ объединяются.

В адрес редакции «12 канала» поступило официальное письмо от коллег-журналистов из Татарстана. В письме сообщается о создании общественного комитета #СтопВарламов, а в дальнейшем и сайта проекта, участники которого намерены привлечь внимание общественности к действиям столичного блогера Ильи Варламова и предостеречь потенциальных жертв от юридических атак его команды. С этой целью «антиварламовцы» планируют реализовать целую серию публичных инициатив вплоть до внесения соответствующих законопроектов в Госдуму РФ.

– Мы убеждены, что закон защищает право СМИ на цитирование с информационной целью тех или иных произведений, доведенных до публичного сведения, – без согласия автора, но с указанием источника (ст. 1274 ГК РФ). Каждый день журналисты используют сотни текстов, фото- и видеоматериалов из блогов публичных персон – от Дмитрия Медведева до Алексея Навального, Ксении Собчак и Анастасии Волочковой. Ни о каких деньгах при этом речь, разумеется, не идет, – подчеркивает шеф-редактор издания «БИЗНЕС Online» (Татарстан), один из идеологов создания новой общественной инициативы Алексей Брусницын.

Телевизионщики напоминают об «удочке» изобретательного фотографа и публициста, на которую попались местные медиа. Поведав о том, что этот блогер назвал своего котенка Омском, и для достоверности подкрепив материалы снимками автора из социальной сети, журналисты получили от него иски в суд. (К слову, Варламов дал еще троим котятам имена городов: Уфа, Ижевск и Вятка.) Он требовал многотысячных денежных выплат. В похожие ловушки угодили десятки СМИ по всей стране: в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославской и Свердловской областях, в Хабаровске, Алтайском крае и, наконец, в Республике Татарстан.

Кроме того, как писал БК55, арбитражный суд Москвы признал, что Варламов злоупотреблял правом по защите авторских прав, по сути, провоцируя СМИ на публикацию своих фотографий. Как заявили в суде представители портала Архи.ру, он умышленно наводил пользователей интернета на мысль о возможности безлицензионного использования своих снимков, а впоследствии предъявлял к СМИ претензии – даже к тем, которые подписывали опубликованные фотографии, четко указывая автора.

Омским СМИ в итоге новости с фото того же котенка по имени Омск влетели в копеечку. В судебном порядке Варламову удалось взыскать 200 тыс. рублей с информагентства «Омск-Информ» и 280 тыс. рублей с ГТРК «Омск».