Вокруг спектакля «Хоровод» Лицейского театра. Постановка Петра Шальши, автор пьесы Артур Шницлер, художественный руководитель Сергей Тимофеев.
Театр, разрывая на себе ризы, запустил рекламу нового спектакля: «В Омске ставят самую скандальную пьесу мирового репертуара!» Зачем, спрашивается, действовать так отчаянно, да еще и в Лицейском театре?

Интернет сообщает, и в театре, конечно, известно о том, что за постановку этой пьесы в Берлине (1920 г.) зрители закидали театр бомбами со зловонным газом, власти арестовали актеров и закрыли спектакль. За постановку пьесы в Вене (1921 г.) зрителей и актеров били и разрушили декорации. В акции участвовали около 600 человек. МВД Австрии запретило спектакль, газеты приветствовали расправу, сам Шницлер запретил ставить пьесу в течение 50 лет после того, как она стала «целью неистового антисемитского штурма». Прошло сто лет.
Что же это за пьеса? В чем дело, почему за неё бьют? Причина простая, пьеса оказалась на редкость бесстыдной. Премьера спектакля в Омске была назначена на 8 июля 2016 г. – День семьи, любви и верности (святых благоверного князя Петра и супруги его княгини Февронии). Уму непостижимо! Провокация это или ошибка? Хочется верить в последнее. На самом взлете рекламы нового спектакля раздался предостерегающий глас из Омской епархии, а руководитель департамента культуры Шалак В.В. своим распоряжением перенес премьеру спектакля на осень. Будущее постановки оказалось под вопросом.


Быть или не быть, бить или не бить? Руководство, артисты театра и заведующая литературной частью Дина Литвина явно не боятся, что найдутся еще в Омске блюстители нравственности числом этак человек 50, по числу артистов и зрителей, и будут бить больно. И правильно, бить не будут, не надо бить несмышленышей, у которых интерес к плотским, сексуальным утехам взял верх над нравственными и эстетическими чувствами. Однако разговор на эту тему необходим. Спектакля пока нет, но есть пьеса (1897 г.), поставить ее, разумеется, можно по всякому, но попытка превратить низменное в возвышенное есть полнейшая нелепость, несмотря на то, что, по словам одного деятеля театра, «у нас сюжет очень прилично и осторожно подан».


Пьеса «Хоровод» состоит из десяти отдельных частей, в каждой из которой совершаются сексуальные действия незнакомых или почти незнакомых между собой людей. Незачем пересказывать пьесу, надежней процитировать. Достаточно остановиться на первой части. Солдат торопится в казарму, его останавливает проститутка и заманивает к себе. Между ними происходит деловой разговор:


    – Ну, пошли, что ли, ко мне. Тут рядом.
    – Отстань, у меня нет денег.
    – Мне денег не надо, мне платят штатские, а такие, как ты могут и задаром.
    – Ладно, пошли, только побыстрее.
    – Ишь ты, заторопился, минут десять идти.
    – Не пойду, далеко.
    – Ну, давай здесь, у Дуная.


Вероятно, при этом режиссер включает музыку, что-нибудь из Иоганна Штрауса и звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае». Одного вальса вполне достаточно по времени для совершения «любви» у Дуная, даже еще останется время поинтересоваться именем друг друга. Отношения мужчины и женщины сводятся к совокуплению животных, и так в каждой из десяти частей. Совершается надругательство над самым светлым человеческим чувством – любовью.