Президент России Владимир Путин призвал правительство вывести экономику страны из тени под солнце.
Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, это случилось на недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. При этом Путин поручил чиновникам разработать конкретные меры по выправлению положения.
По информации агентства, в теневом секторе российской экономики работают около 30 миллионов граждан страны, что составляет 40% от числа экономически активного населения РФ. При этом объем так называемой «гаражной» экономики, где задействованы строители, стоматологи, механики и так далее, равен примерно четверти ВВП страны.
«На этом фоне стало известно о том, что власти продолжат практику отъема накопительных пенсий россиян вплоть до 2019 года включительно, а также о том, что кабмин решил заморозить увеличение государственных расходов», – передает «Московский комсомолец».
Председатель партии «Гражданская инициатива» экс-министр экономики России Андрей Нечаев в интервью Русской службе «Голоса Америки» отметил, что победить теневую экономику до конца не удалось ни одной стране, в том числе и странам с высоко развитыми рыночными институтами и налоговыми службами.
Согласно последним исследованиям Всемирного банка, в РФ этот сектор составляет 43% от ВВП, в Китае – 13%, в Швейцарии – 8%, в Израиле – 6,6%.
Однако, если такая цель поставлена – уменьшить объем теневой экономики, – то делать это можно и нужно, считает Андрей Нечаев.
«Здесь требуется идеальное сочетание кнута и пряника с преобладанием последнего, – добавил он. – Потому что в последние годы в стране и без того очень ужесточалось законодательство, например, в том, что касалось денежных оборотов – налички и обналички. Но это привело к тому, что подорожала стоимость обналичивания денег, а никакого практического эффекта не дало».
Поэтому, как кажется главе партии «Гражданская инициатива», здесь стоит идти по пути снижения налогов, в частности, налогов на заработную плату.
«Там, как правило, и наблюдаются все признаки неформального наличного оборота средств и теневой экономики – так называемые зарплаты в конверте и так далее, – говорит он. – То есть надо пересматривать налоговую схему, а не закручивать гайки».
Что касается необходимости создания благоприятного предпринимательского климата, то об этом говорилось много, но воз и ныне там, подчеркнул Андрей Нечаев.
«Дальше вопрос упирается в то, есть ли на это политическая воля и осознание того, что проблема уже не назрела, а перезрела, – продолжил он. – Ответ узнаем в ближайшие месяцы, я бы так сформулировал».
Экс-министр также напомнил, что Минфин недавно высказал предложение о контроле за крупными покупками.
«Но пока там больше вопросов, чем ответов, готового проекта нет», – констатировал он.
Тем не менее стремление закручивать гайки в экономике, если не преобладает, то, по крайней мере, явно присутствует, резюмировал Андрей Нечаев.
Доцент экономического факультета МГУ, в прошлом помощник министра финансов РФ Олег Буклемишев полагает, что озабоченность президента вызвана тем, что бюджетная ситуация в стране вызывает «определенные опасения».
«Совершенно понятно, что одним из способов решения проблемы является вывод из тени тех, кто там находится, — утверждает он в комментарии „Голосу Америки“. — Ясно и то, что в такой налоговой ситуации, которая сложилась в РФ, граждане начинают реагировать на возрастающее давление со стороны налоговых органов и снижение собственных доходов уходом в тень, отсюда существование параллельно скрытой экономики».
По данным СМИ, уже в 2017 году могут иссякнуть средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, с помощью которых правительство латает дыры в бюджете.
В то же время Олег Буклемишев выразил сомнение, что в условиях падающей экономики и ужесточения налогового бремени у правительства получится реализовать пожелание президента.
«Потому что для этого нужно прямо противоположная история, – пояснил он. – Нужно улучшить экономическую ситуацию и смягчить налоговое бремя, тогда экономика может выйти из тени».
По словам экономиста, правительство и так постоянно пытается бороться с теневой экономикой и денежным оборотом. Насколько он понимает, налоговые органы сейчас заряжены на повышение собираемости налогов.
«Тут трудно придумать что-то новое, поэтому, скорее всего, будут действовать ровно такими же административными методами, как и всегда», – резюмировал Олег Буклемишев.
Может, это и хорошо, поскольку какие-то виды деятельности, необлагаемые налогами, будут подвержены нормальному налогообложению, и на рынке восстановится более-менее конкурентная ситуация, предположил он.
Виктор Владимиров