Продать Омскую крепость, чтобы отремонтировать дороги! Комитет по финансово-бюджетным вопросам Омского горсовета радикально подошёл к теме ремонта дорог: раз денег не хватает – решили депутаты – нужно что-нибудь продать. Недостачу в триста миллионов рублей призвана скрасить приватизация Омской крепости – историко-культурного комплекса с объектами федерального значения. Там, например, расположен дом коменданта А.Ф. де Граве, у которого часто гостил отбывающий каторгу Федор Михайлович ­Достоевский, позже написавший о своём пребывании в Сибири «Записки из Мёртвого дома». Депутаты предлагают продать крепость, как только закончится реконструкция, а вырученные деньги пустить на ремонт дорог. А вы одобряете такую идею?

Роман Ковалев, старший аналитик градостроительства ИТП «Град»:
– В идеальном представлении передача ­государственного имущества в частные руки – хороший ход, и российское законодательство позволяет наложить обременение на продаваемое имущество, однако оно не позволяет регулировать его функциональное использование. Новый собственник сможет размещать на территории крепости все, что угодно. Какой городской бизнес у нас самый распространенный? Кальян-холлы, релакс-клубы, торговые центры. Вы хотите «Топаз» в Омской крепости? Город не должен устраняться от регулирования среды. Вместо продажи помещения крепости можно сдавать в долгосрочную аренду с открытым конкурсом проектов, который будет широко обсуждаться жителями и экспертами. А обоснование продажи нелепо. Не хватает денег на дороги, которые через год развалятся и их снова придется ремонтировать, видимо, продавая Музыкальный театр с площадью. Это абсурд. Город должен менять структуру управления, ­экономики, зарабатывать привлекая инвестиции и специалистов. И, главное, Омском должны управлять профессионалы, заинтересованные в его развитии, а не люди с мышлением кота из мультика ­«Простоквашино».

Алеся Григорьева, заместитель председателя организации «Сибирские многодетные семьи»:
– Мне очень не нравится идея продать Омскую крепость. Продать историческую архитектуру, место, это почти так же, как продать Родину. А вопрос с ремонтом дорог надо решать более радикально, необходимо в корне поменять технологию и систему ­финансирования.

Дмитрий Шадрин, президент Омского областного Союза предпринимателей, генеральный директор компании «Наш магазин»:
– В Омске осталось не так много исторических памятников, и Омская крепость, безусловно, один из самых важных и значимых. В большинстве городов такие памятники остаются в руках муниципалитета, и я за то, чтобы омские власти тоже его удержали. В крайнем случае здание может быть передано в концессию. Но у меня есть большие сомнения, что крепость как исторический памятник будет привлекательна для бизнеса – лично я не взял бы ее без земельного участка – это значит быть ограниченным в реализации идей. А передать Омскую крепость в частную собственность – фактически ее потерять – нет никакой гарантии, что новый собственник не снесет здание через несколько лет и не построит на его месте какой-нибудь торговый комплекс.

Владимир Разумов, заведующий кафедрой философии ОмГУ:
– Омск давно идет по пути самоколонизации. Колонизируются маленькие, но значимые для городов территории – это губит всю российскую провинцию в целом еще со времен «лихих» 90-х. Разве стоит жертвовать историческим памятником ради ремонта дорог? Тревогу вызывает и воп­рос, кто станет собственником здания после приватизации. Сохранится ли оно как исторический памятник и будет ли доступно для омичей? В любом случае я не согласен с решением властей.

Евгений Мавлютов, координатор «Партии пенсионеров за справедливость» по Сибири:
– Факт коррупции налицо! Это не тот объект, который должен находиться в частных руках. Возможно, кто-то хочет выкупить его и лоббирует свои интересы через афиллированных лиц. Х­отелось бы видеть, как депутаты приносят прибыль в бюджет города, а не распродают последние активы.

Иван Беланов, директор центра продаж авто «АВТОБАН»:
– Не одобряю. Продавать активы города, да ещё настолько ценные, мы не имеем права. Если, конечно, нет планов на получение доходов в будущем по возмещению этих расходов. Иначе – тупик. Доходы можно искать не только в будущем, но и в прошлом. У депутатов есть на это полномочия и власть.

Юрий Глебов, бывший мэр, почетный гражданин Омска:
– Не считаю, что это плохо. Денег в городе действительно нет, поэтому нужны новые источники дохода. Главное, чтобы здание сохранило свой исторический вид. И пусть тогда предприниматели делают на территории крепости, что хотят, хоть сережками торгуют! 

Евгений Щербаков, директор Центра деловой недвижимости «Навигатор»:
– Наша горадминистрация в очередной раз показала свою недееспособность. Они не смогли привести Омскую крепость в порядок, и накануне юбилея города на это полуразрушенное здание больно смотреть! А ведь оно, безусловно, представляет историческую ценность и привлекает гостей. Будет обидно, если в результате очередной аферы на месте Омской крепости возведут очередной торговый комплекс. А вообще, может, вместо крепости нам пора продать городскую администрацию?

Алексей Провозин, депутат омского Заксобрания:
– Слава богу, не продано «Омск­электро». Его категорически нельзя продавать. Муниципальные провода должны принадлежать городу. Кроме того, пора прекращать точечную застройку, которая по-прежнему ведется – по документам, оформленным несколько лет назад. А это большая беда для города... Что касается Омской крепости, не знаю истинных мотивов депутатов, но, судя по всему, это высказывание «в сердцах» из-за постоянного безденежья, когда Горсовет вынужден делить один рубль на четверых страждущих, каждому из которых нужен целый рубль... Как говорится, «достало». Конечно, продавать исторический комплекс нельзя, это неправильно и незаконно.

Виктор Вайнерман, директор Литературного музея имени Ф.М. Достоевского:
– Когда Бог хочет кого-нибудь наказать, он лишает его ­разума...
Геннадий Фридман, владелец сети АЗС «Топ Лайн»:
– Я думаю, что пусть уж лучше Омской крепостью будет управлять рачительный хозяин, чем государство.

«Бизнес-курс» №27 от 20.07.2016 г.