В пятницу около двух десятков горожан вышли с плакатами в центр Омска, требуя удовлетворить их конституционное право на жилище…
В случае, если их требования не будут услышаны муниципальными властями, активисты обещают организовать голодовку. В канун юбилея Омска, перед зданием мэрии, на виду у иногородних и иностранных делегаций.
Такой экстремальный повод привлечь внимание к своей критической жизненной ситуации омичи избрали от безысходности. По мнению митингующих, омский муниципалитет вопреки закону, здравому смыслу и решениям судов пытается силовым образом переселить их в микрорайон Рябиновка. Этот жилой поселок в Кировском округе Омска, построенный на федеральные средства специально для переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, с самого начала своего возведения угодил в череду перманентных скандалов.
Нынешние митингующие, мотивируя нежелание стать «рябиновцами», озвучивают ранее уже неоднократно обнародованную в местных СМИ информацию (см. также здесь – оператор Алексей Морозов, эксперт фонда «За права человека»).
Член инициативной группы Сергей Черкасов повествует о том, что «жилье очень некачественное, топит подвалы, везде плесень, грибок. Стены трескаются, лопаются. Нет звукоизоляции, ничего».
– Там жить невозможно. Инфраструктуры никакой, поэтому люди и протестуют, – озвучил главные мотивы акции общественник.
Многочисленные жалобы и обращения по инстанциям, вплоть до Генпрокуратуры, Общероссийского народного фронта, президента России, результата не возымели. Не помогли и два депутата Госдумы РФ от Омской области, Ирина Роднина и Олег Денисенко.
По словам гражданина Черкасова, в Рябиновку людей заселяют насильно, через суды, строптивым сносят еще добротные дома, поджигают их ветхое жилье. Передавая услышанное из уст кого-то из чиновников, активист предполагает, что «в скандально известный микрорайон переселяют тех, кто больше всех возмущался, кто протестовал, подавал заявления в суд, митинговал».
Аналогичную информацию озвучивают и другие участники публичной акции. Так, Ольга Антошкина рассказала про свою печальную историю. Ее семья осталась проживать в центре Омска на улице Пушкина, 133/4 в доме, где отрезали отопление, где разобрали полы, где выбили стекла, где разрушилась кровля. При этом, по словам женщины, мэрия Омска подала в суд на выселение ее семьи из дома, даже не предложив ни вариант расселения, ни договор мены, ни достойную стоимость выкупа. Закономерно, что в такой ситуации Фемида встала на сторону рядового гражданина, отказав чиновникам в удовлетворении их исковых требований.
Женщина опасается, что еще одну зиму она и ее ребенок в доме без коммуникаций не проживут, но и в Рябиновку они категорически переселяться не хотят.
Другие участники акции в своих размышлениях идут еще дальше, заявляя, что пример других стран, где население многотысячной стеной на улицах защищает свои права или права своих земляков, должен чему-то научить и нас, россиян, омичей.
– Вы посмотрите, что происходит вокруг. Чиновники в каждом городе, в каждом округе сидят зажравшиеся, людей не видящие…
В духе красной и серпасто-молоткастой атрибутики граждане подводят черту под своими размышлениями. Дескать, гордиться нам остается лишь былыми успехами и достижениями советского государства. Когда были стабильность, социальная защищенность, уверенность в завтрашнем дне.
– Это уже крик души! – подвели итог своим современным излияниям чувств митингующие.
Споры вокруг Рябиновки ведутся в нашем городе уже два года. Одни обвиняют застройщика и заказчика во всех тяжких. Те, наоборот, ссылаются на судебные решения, экспертные заключения, проверки правоохранительных органов в свою пользу. Но, как видим, это лишь служит поводом для нового витка взаимных обвинений.
Возможно, мне кажется, но вопрос-то в другом. Я лично видел в здании мэрии Омска людей (и не раз), которые с радостью получали известие о переселении в Рябиновку (что они там держали в руках – путевку, направление, ордер?). А на мой прямой вопрос, без обиняков, как же им ужасные условия тамошнего проживания, они искренне недоумевали и ответствовали, что хуже, чем они живут сейчас, уже точно не будет. Таким образом, граждане реально УЛУЧШАЛИ условия своего проживания. Поэтому решение проблемы видится в этом же направлении: переселять в новый микрорайон нужно исключительно тех, кто находит для себя этот вариант возможным и приемлемым.
А какой другой вариант?! Снести новые дома? Признать их аварийными? Сейчас это нереально. Даже возбуждение уголовного преследования по различным статьям УК РФ, на чем, собственно, и настаивают многие недовольные, не означает прекращения эксплуатации зданий. Значит, и в этом сегменте нужно искать компромисс. Не с теми, кто, возможно, преступил закон, а с реалиями жизни. Может быть, не митинговать, не тратить человеческую энергию почем зря, а в судебном порядке признавать состояние квартир и коммуникаций не отвечающим стандартам, ГОСТам, СНиПам, в судебном порядке определять надлежащего ответчика, порядок и суммы компенсаций. И делать это нужно пока еще не истек срок гарантийного восстановительного ремонта, пока еще не все участвующие в сдаче «спорного» жилья чиновники уволились со своих «ответственных должностей». Аналогично требовать по суду и застройки объектов соцкультбыта, дорог, иной инфраструктуры. Все решаемо!
Пока же все эти пикеты, митинги, интернет-оратории выглядят не более чем пустой трескотней, из которой люди понимающие, знающие суть процесса извлекают, возможно, политическую или материальную или стратегическую выгоду. Для себя.
Почему так произошло именно с омской Рябиновкой, не совсем понятно, ведь аналогичный по сути проект застройки переселенческого жилья реализован у нас в Амурском поселке, на Завертяева. И воспринимается он здешними новоселами на ура. Люди реально в голос боготворят президента Путина, руководство города и области за такой «несказанный подарок».
– Сами мы бы никогда не смогли себе такое позволить, – радуются квартирам «под ключ» недавние жители домов на Разина, на Пушкина, на Масленникова (не говоря уже про 3-й Разъезд, Порт-Артур). Со стеклопакетами, с ванной, с туалетом, с линолеумом и обоями на стенах.
Хотя граждане, уехавшие из центра на периферию, могли бы отреагировать и по-другому. Но не делают этого, потому что их все устраивает.
В отличие от «рябиновцев».
Сергей Асташкин