В столице Армении, в районе Эребуни, вооруженные люди 17 июля захватили здание полиции. Требование нападавших – освободить их вожака Жирайра Сефиляна, задержанного 20 июня за незаконное хранение оружия.


Кто же это такой этот Ж. Сефилян? О, это яркая личность! Мне приходилось с ним встречаться несколько раз. Красив, строен, спортивен, подтянут, с явными признаками лидера и харизматической личности. Это такой армянский Рембо, звезда которого взошла во время войны с Азербайджаном за Нагорный Карабах 1992-1994 гг., а в мирное время этот человек так и не нашел себе места. В той войне он вел себя самоотверженно и решительно. В 25 лет он становится командиром особого Шушинского батальона, который стал самым прославленным подразделением в армии Нагорного Карабаха. Жирайр получает звание подполковника и орден «Боевой крест» I степени. Но потом наступает мир, а ему надо непрерывно воевать – на войне он герой, а стать, например, на волне своей популярности депутатом парламента и мирно протирать штаны на заседаниях в Национальном Собрании – это скучно, это совсем не для него. Он страстно хочет оказаться в родной для себя стихии – в боевой обстановке. И не случайно он всегда с оружием, с незаконным оружием. И вот уже во второй раз попадается на этом. Я прибыл на службу в российское посольство в феврале 2006 года, а в декабре Ж. Сефилян был арестован за незаконное хранение оружия и осужден на полтора года. Отсидев свой срок, неугомонный Жирайр снова взялся за дело: призывать армян к свержению правительства и провоцировать войну с соседями «за полное освобождение Армении».


Таким образом, это классическая фигура радикала, экстремиста, который не признает длительной мирной политической борьбы, а рвется в драку, где он сможет показать свою доблесть и добиться победы. Он и не умеет и не хочет заниматься политикой в обычном смысле слова. Ему так и не удалось создать более или менее массовую политическую партию. Армяне, несмотря на свой пресловутый южный темперамент, люди осторожные и, восхищаясь подвигами легендарного Жирайра, не торопятся поддерживать его и пускать во власть на выборах. За все время новой государственности Армении Сефилян так и не смог ни разу провести в Нацсобрание хотя бы одного своего человека. Но он почему-то считает, что пользуется массовой поддержкой «всего народа» и ему стоит только бросить клич – как вся Армения поднимется на восстание против «коррумпированной власти», которая склоняется к тому, чтобы вернуть излишне захваченные в пылу войны, уже не армянские, территории Азербайджану. Подобные намерения властей вызывают откровенную ярость Сефиляна: возвращать земли, «политые кровью» его друзей, ветеран войны считает «предательством национальных интересов Армении». А с предателями он готов бороться всеми способами, включая силовые.