До этого Россия была крупнейшим заемщиком Европейского банка реконструкции и развития: на ее долю приходилось от пятой части до четверти годовых инвестиций банка на сумму около 2 млрд евро в год. ЕБРР был основан в 1991 году с целью помочь посткоммунистической Европе перейти к рыночной демократии. Акционеры ЕБРР (в том числе страны ЕС, США, Канада и Япония) распорядились, чтобы его правление прекратило утверждать российские проекты, после того, как над территорией Украины был сбит самолет Malaisia Airlines.
По-видимому, Москва пытается использовать признаки разногласий между странами ЕС по поводу того, следует ли продлевать санкции в связи с тупиковой ситуацией с внедрением Минских соглашений, которые должны были принести мир на занятый сепаратистами восток Украины. Хотя ЕС недавно продлил санкции еще на полгода, некоторые страны, в том числе Венгрия, Греция и Италия, дали понять, что заинтересованы в их пересмотре.
Так как ЕБРР – международное финансовое учреждение, его, разумеется, нельзя судить во внешнем суде. Банк указал, что пустил в ход правильные процедуры, когда подавляющее большинство 65 стран-акционеров порекомендовало директорам не одобрять предоставление новых кредитов России.
Однако эксперты по праву говорят, что Москва может попытаться оспорить это распоряжение на основании того, что оно равносильно приостановлению определенной деятельности в стране (России), а для этого был необходим другой вид голосования. Сергей Сторчак, заместитель российского министра финансов, сказал на московском форуме на этой неделе, что министерство финансов надеется «возобновить отношения с ЕБРР в течение полугода».
Нил Бакли