Омской компании «ОмСофт-Консалтинг» при поддержке «Народного фронта» со второй попытки удалось убедить ФАС и арбитражный суд в порочности схемы оплаты бухгалтерского программного обеспечения, применявшейся областным минфином на протяжении десятка лет. Министерство, впрочем, намерено отстаивать свою позицию в апелляции, а глава «ОмСофт-Консалтинга» Василий Афанасьев видит уже новую угрозу монополизации только что открывшегося по-настоящему рынка.
– Василий Валентинович, ваша фирма уже два десятка лет плотно работает в основном с государственными и муниципальными структурами, у вас на них приходится львиная доля оборота и доходов. Поэтому ваша жалоба на региональное министерство финансов в УФАС напоминает, извините, подпил того сука, на котором вы сами сидите. На что вы рассчитывали, подавая её, чего хотите добиться?
– Для себя мы хотим добросовестной конкуренции на рынке бюджетных учреждений. Для областного и местного бюджета – снижения издержек, связанных с коррупцией и расточительством, недопущения возникновения новых сомнительных схем. Считаю, что правительство Омской области должно создавать режим максимального благоприятствования производителям программного обеспечения с открытой ценовой политикой, прозрачными условиями партнерских отношений, инвестирующим в Омскую область путем создания новых рабочих мест и платящим налоги в местный бюджет.
– Когда началась история, точку в которой поставил 16 июня арбитражный суд Омской области?
– В 2005 году. Тогда областное правительство заключило контракт на приобретение бухгалтерских программ «Парус» для 400 администраций поселений Омской области. Даже сам тот конкурс был сомнительным, на что позже указывало и УФАС: во-первых, по неясной причине закупался именно этот программный продукт, а поставщики, к примеру 1С, сразу отсекались; во-вторых, даже среди партнеров «Паруса» к конкурсу были допущены лишь три компании, явно связанные между собой, входящие в ГК «Прайм».
Но сейчас мы обжаловали в УФАС уже не сам тот конкурс – это дело прошлое – а схему, по которой десяток лет, вплоть до конца прошлого года, осуществлялось и оплачивалось сопровождение этого ПО. Региональный минфин ежегодно выделял по два десятка миллионов рублей, которые уже безо всяких новых конкурсов выплачивались одной и той же конкретной омской фирме – «Прайму». Сомнительная схема была защищена Законом о бюджете Омской области, в котором выделенные трансферты проходили по статье на «сопровождение» программного обеспечения, что, по мнению минфина, исключало «приобретение» нового. Но ведь минфин как раз и осуществляет подготовку проекта Закона о бюджете!
Пользуемся одним – платим за другое
– При этом, видимо, качество услуг у искусственно созданного монополиста со временем стало падать, поэтому за эти 10 лет 48 муниципалитетов на свой страх и риск, исключительно за собственный счет перешли на 1С. Не исключаю, что некоторые поселения в предыдущие годы, уже пользуясь 1С, продолжали перечислять выделенные им министерством деньги компании, обслуживающей «Парус». Просто, чтобы не вызывать гнев чиновников, которые каждый год «заботливо» обеспечивали поселения договорами на обслуживание «Паруса». Но поскольку так поступали не все, в какой-то момент кто-то, видимо, спохватился об уплывающих откатных доходах. И в итоге министерство в 2015-м издало приказ, где прописало уже конкретно, что деньги выделяются именно на сопровождение «Паруса». Применили при этом креативную формулировку, что деньги выделяются при условии наличия в поселении программы, приобретенной за счет областного бюджета (тот самый «Парус», купленный в 2005 году), и просто лишило перешедших на 1С «ренегатов» финансирования на поддержку бухгалтерского ПО. Вот именно на этот приказ №51 от 13 июля 2015-го «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Омской области от 26.01.2015 №6» мы и подали в августе жалобу в региональное Управление Федеральной антимонопольной службы. И 22 декабря УФАС поддержало нас, признав приказ незаконным.
– Насколько трудно или легко далась вам эта победа, поддерживали ли вас коллеги?
– Дело в том, что это была уже вторая наша попытка оспорить существующее положение. В первый раз была аналогичная ситуация с другим региональным министерством – пятерка ведущих партнеров 1С в Омске подавала коллективную жалобу, и УФАС даже поддержало нас, но то решение антимонопольщиков нам не удалось отстоять в арбитраже. Порядки тогда были несколько другие и в регионе, и в целом по стране не было еще такой целенаправленной борьбы с коррупцией, на все это смотрели сквозь пальцы. Возможно, у некоторых моих коллег-конкурентов руки тогда опустились. Обращение в УФАС – моя инициатива. А помогли мне активисты «Общероссийского народного фронта». Жалобу в УФАС мне помогал составлять эксперт ОНФ, юрист Даниил Терентьев. Он же позднее пригласил меня в ОНФ в качестве активиста и эксперта. 10 декабря 2015 года я выступил с наболевшим вопросом на диалоговой площадке, после чего Анна Никитина пригласила меня участвовать в рабочей группе «За честные закупки», руководителем которой она является. Параллельно с жалобой я направил письмо на имя сопредседателя Центрального штаба ОНФ, руководителя рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Александра Бречалова. Не исключаю, что была реакция на обращение, и это оказало некоторое влияние на результат.
«Так не доставайся же ты никому!»
– Какова была реакция регионального минфина на новый вердикт УФАС?
– Сначала они еще до вынесения антимонопольной службой решения инициировали изменение закона о бюджете Омской области, вообще исключив расходы на финансирование сопровождения ПО для поселений. Возможно, это действительно, как официально заявлялось, было сделано из-за острого дефицита бюджетных средств, хотя не исключено, что таким образом чиновники пытались уйти от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Но на вердикт УФАС это в итоге никак не повлияло. Тогда минфин подал в областной арбитраж иск о признании незаконным решения антимонопольщиков. 16 июня суд оставил его без удовлетворения, полностью признав правоту УФАС (представители министерства сообщили «БК», что намерены оспаривать это решение в апелляции – прим. автора).
– Получается, вы отстояли свою правоту, однако при этом «попутно ликвидировали» небольшой, но стабильный централизованный источник доходов для поставщиков ПО. Теперь вы можете претендовать только на те средства, которые будут изыскивать у себя власти на местах?
– Надо понимать, что своей победой мы открыли дорогу на данный рынок не только себе, но и всем нашим коллегам-конкурентам, включая поставщиков программ других производителей. Кроме того, поясню, что решением УФАС и вердиктом суда устранен лишь один перекос – в сторону «Прайма» и «Паруса».
Новая угроза
– При этом остается еще НПО «Криста», также очень давно работающее с минфином. Отмечу, что методы работы «Кристы», кажется, не сильно отличаются от тактики «Паруса», и эта фирма также близка к омскому минфину.
Чиновнику всегда проще иметь дело с одним контрагентом. Но проще – не значит лучше для области, даже если не затрагивать коррупционный потенциал схемы с одним-единственным поставщиком. Если считать, что предлагаемые «Кристой» программные решения могут иметь уникальные свойства, в чем можно усомниться, остаются финансовые вопросы. Мы и другие многочисленные фирмы – это более сотни компаний в регионе от разных крупных и достойных производителей – можем в ходе конкуренции на торгах существенно сбить цену, сэкономив таким образом средства для бюджета. В случае протектората минфина, с «Кристой» такого торга, экономии, скорее всего, не будет. Кроме того, учтите, что мы – омские компании – платим здесь налоги и обеспечиваем занятость, а «Криста» – предприятие из Рыбинска (в Омске у них лишь небольшой офис поддержки).
Послесловие с горьковатым послевкусием
Наша беседа с Василием Валентиновичем состоялась буквально за день до обнародования, можно сказать, революционных изменений, обсуждавшихся на заседании облправительства, – решения о создании казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия». По предварительным планам, большинство (но не все – какая-то малая часть может остаться на местах, еще часть сократят) бухгалтеров, работающих в региональных министерствах, ведомствах, управлениях и прочих учреждениях, будет переведено в новое КУ. Предполагается получать до 50-60 миллионов рублей экономии в год от оптимизации штатов и площадей (которые занимали сокращенные), а также от минимизации числа штрафов, которые контрольные органы сейчас выписывают регионалам из-за ошибок в бухгалтерской отчетности. Если реорганизация будет идти по плану, в итоге должна получиться, по идее, действительно более эффективная по работе структура. Но вот конкретно по обсуждаемой теме IT вопросы остаются. По словам помощника министра финансов Натальи Калининой, до стадии выбора программно-аппаратного комплекса, на котором будет работать «Централизованная бухгалтерия», еще дело не дошло. Но, если учесть идеологическую линию министерства на поддержку и развитие когда-то выбранных решений, можно предположить, что выбор остановят именно на технологиях и продуктах «Кристы». Со всеми выше обозначенными вытекающими.
Текст: Сергей Мацута. Фото: Максим Самылкин
МНЕНИЕ
Юрий Наделяев,
Первый заместитель министра финансов Омской области :
-В 2005 году во время становления системы независимого местного самоуправления Правительство Омской области приобрело для поселений программное обеспечение и оргтехнику. Закупки проводились в соответствии с действовавшим антимонопольным законодательством. Больше областных средств на покупку ПО для муниципалитетов не выделялось.
При этом, понимая скромные возможности местных бюджетов, правительство помогало всем поселениям в оплате сопровождения программных продуктов. В прошлом году из-за нехватки доходов мы решили отказаться от данной помощи и направить деньги на социальные нужды. В настоящий момент министерство финансов не планирует больше выделять средства облбюджета на сопровождение и тем более приобретение программных продуктов для муниципалитетов.
Что касается закупок программных продуктов для региональных нужд, то они осуществляются в строгом соответствии с 44-ФЗ. Любой разработчик, в том числе ООО «ОмСофт-Консалтинг», руководителем которого является г-н Афанасьев, вправе участвовать в конкурсах на общих основаниях.