В преддверии очередного заседания областного Заксобрания в коридорах власти было непривычно тихо. Молчание с лихвой окупилось на самом заседании: в негласную повестку дня вошли споры, скандалы и словесные оплеухи от спикера.

На прошлом заседании, как мы помним, высокое собрание споткнулось на первом же вопросе – о назначении на должности мировых судей. Тогда присутствовавшая на заседании сенатор Елена Мизулина внезапно решила проявить инициативу и заявила, что назначать судью с поста следователя или прокурора – большая ошибка. В итоге на этом пункте повестки зависли на добрый десяток минут, а кое-кто из депутатов даже радовался: не было никогда дискуссии по этому поводу, а тут такой сюрприз!..
Похоже, «сюрприз» становится традицией. На очередном заседании вопрос о мировых судьях снова стал камнем преткновения. На этот раз тормознул обычный процесс «проголосовали, поздравили, проехали» главный судья Омской области Владимир Ярковой. Именно он представлял претендентов.
Его тезка, спикер Заксобрания Варнавский, был в эти утренние часы настроен добродушно и даже шутил:
– Не каждый день, Владимир Алексеевич, такое случается: не мы уповаем на ваш суд, а вы на наш. Приятно!

 

А Владимир Ярковой против!.. Главный судья Омской области и новоиспеченный мировой судья Александр Тодер

Меж тем, как оказалось, Ярковой шутить не намерен: кандидату на пост мирового судьи Александру Тодеру от него внезапно досталась весьма неприятная характеристика – «кандидат не дотягивает, он один из самых неблагополучных судей, статистика судебных решений очень плохая, квалификационный уровень недостаточно высок».
Ярковой добавил, что квалификационная комиссия против этого решения. Депутаты растерялись.
Их можно было понять: все эти вопросы предварительно обсуждаются на профильных комитетах и лишь потом выносятся «в пир и в мир». Почему главный судья области молчал на комитете и предпочел высказаться лишь при полном собрании? Что стояло за столь дурной характеристикой? О какой статистике и каком неблагополучии шла речь?
Парламентарии попытались разобраться.
– Кто же входит в квалификационную комиссию? – интересовались они, пытаясь понять, в чем провинился претендент Тодер. – Может, он в пользу граждан принимает решения?
– В любом споре гражданина с администрацией 70 процентов решений принимаются в пользу граждан, – ­объяснил Ярковой. – Сейчас речь идет о профессиональном уровне судьи. ­Если бы он захотел уехать в село, мы бы не возражали. А так… Не устраивает нас качество его работы!
Владимир Ярковой, как утверждают, человек достаточно эмоциональный, хоть и умеющий контролировать свои настроения. Даже на комитете по законодательству, бывает, порой противоречит сам себе, вызывая легкое недопонимание парламентариев. И этот выпад против кандидата Тодера, скорее всего, был в какой-то ­степени субъе­ктивен. Создалось впечатление, что тот попросту чем-то насолил именитому блюстителю закона. Четких ответов на вопросы депутаты так и не получили. И в итоге приняли решение в пользу нового мирового судьи – вопреки рекомендациям Владимира Яркового.
– Что ж, будем работать… – развел тот руками, увидев итоги голосования, и покинул трибуну.

«Голосуем правильно!» За льготы «Полиому», но против референдума

Ходят слухи: едва небезызвестный Юрий Гамбург два года назад оказался в СИЗО, судья Ярковой в кругу ­близких ему людей обмолвился – мол, чиновнику дадут пять лет. Это, разумеется, всего лишь слухи, сейчас можно говорить что угодно. Впрочем, при этом нельзя отрицать, что антипатия между этими известными омичами существовала, и давно. При этом Ярковому нельзя отказать в авторитетности, в омском судейском сообществе он имеет большой вес. Так что за работой судьи Тодера, скорее всего, будет следить очень пристально, и дай бог, чтобы фраза «будем работать» не имела под собой никакого двойного дна.

Пропиленовые войны
Своей кульминации заседание достигло во время обсуждения налоговых льгот для «Полиома» до 2022 года. Вопрос не новый, «перетертый» на тысячу раз. Для того чтобы прийти к взвешенному решению, накануне даже собирали круглый стол с участием деятелей науки, налоговиков, предпринимателей, депутатов, в общем, всех жела­ющих высказаться и подискутировать.
Коммунисты, которые протестовали против преференций несколько заседаний подряд, на круглый стол, о котором сами мечтали, не явились. Зато не преминули подать голос на заседании, сразу после выступления Оксаны Фадиной. Министр экономики напомнила: для того чтобы предприятию по производству полипропилена продлили налоговую льготу (нынешняя истекает в декабре 2016-го), ему следует вложить в производство не менее 500 млн рублей. Другие обязательные условия – ввод производства полипропилена с мощностью не менее 210 тысяч тонн в год, а также обязательная ежегодная уплата налога на прибыль.

Госпожа Фадина приводила мотивирующие цифры: за льготный период выручка в отрасли увеличилась в 80 с лишним раз, штат работников – в два раза, фонд зарплаты – в три раза, и налоги в областной бюджет – бе­з малого в четыре. Р­езюме: продлить льготы и не мудрствовать более.
– К сожалению, главного оппонента не было, и тем не менее вопрос проработан, на мой взгляд, великолепно, – похвалил чиновницу спикер Варнавский.
Но коммунисты не смогли спокойно принять триумф «врага». Виктор Жарков и Андрей Алехин начали упорствовать: уточнять суммы, настаивать на проверке предприятия… Но долго мутить воду им не удалось. Владимир Варнавский был резок и позволил себе откровенную грубость:
– Вы что такие бестолковые?! Очень сожалею, что вы заставляете нас вновь и вновь талдычить об одном! Надо ходить на круглые столы, а не сводить личные счеты. Пора базар прекратить! Для вас пригласили всех этих людей, а вы проигнорировали, а теперь решили снова концерт устроить! – рассвирепел спикер. – У вас расписаны темы, Жарков одну тащит, а остальные молчат, потому что не понимают…
Все в итоге остались при своем: спикер – при деле, «Полиом» – при льготах, коммунисты – при своей репутации бузотеров.

Владимир Варнавский не сдерживал сарказма

О чем еще говорили?

«У кого вопросы к Конституции Российской Федерации?» – Владимир ­Варнавский перед голосованием за то, ­чтобы назначить дату областных парламентских выборов на 18 сентября 2016 года.

«Это писали не дворник и не техничка, а юристы!» – Алексей Козоченко, инициатор референдума, о проекте закона. Идею «народных выборов» депутаты Заксобрания не поддержали.

«31 млн рублей стоит т­ого, чтобы за них побо­роться», – Юрий Федотов, «гость» из Горсовета, выступивший с инициативой освобождении города от исполнительского судебного сбора за капремонт.

«Сосиски жарить любой может, а полипропилен производить – единицы», – депутат Алексей Провозин о том, что Омск при грамотном раскладе может-таки стать столицей ­полимеров.

Текст: Елена Ярмизина. Фото: Максим Самылкин