Руководитель проектов Центра развития туризма «Увлечен и я», кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики обучения географии ОмГПУ прокомментировала страшную трагедию в Карелии и «усиление мер безопасности в сфере детского отдыха, доходящее порой до маразма».

– Не стоит считать, что причина трагедии в Карелии очевидна и кроется в безответственности и халатности руководства лагеря. Дело в том, что с начала 1990-х годов в нашей стране фактически разрушена система детско-юношеского туризма. Как следствие: отсутствие подготовленных кадров, которые могли бы работать с детьми. Уверена, что по этой причине инструкторами в лагере были несовершеннолетние, студенты, просто неквалифицированные люди, которые не смогли обеспечить самое главное – принять верное решение в нужный момент.

 На фоне развала системы детско-юношеского туризма в последние годы происходило усиление мер безопасности в сфере детского отдыха, доходящее порой до маразма. Чего только не придумал наш Роспотребнадзор!!! И если бы эти меры были эффективны... Чаще всего они просто приводили к тому, что у педагогов опускались руки от страшной бюрократии, бессмысленных штрафов и бесконечных препонов на пути приобщения детей к туризму. Что в итоге? Современные дети абсолютно не приспособлены к выживанию в естественной среде, не обладают элементарными туристскими навыками.

 Посмотрите даже на этот случай в Карелии – никто не развел костер, не подал аварийный сигнал. Уверена, что никто даже не знал, что в любой ситуации с собой должны быть спички в непромокаемой упаковке, нож, фонарик. А главное – разрушены ценности коллективизма, которые как раз формирует туризм. Вы слышали о том, чтобы кто-то из этих детей помогал другу в этой ситуации? Я не слышала. Винить современных родителей в том, что они создают для детей абсолютно тепличные условия и как результат – дети оказываются абсолютно беспомощными, попадая в природную среду, нельзя. Родители запуганы средствами массовой информации, которые ежедневно культивируют в них страх, вещая о массе опасностей, которые окружают детей. В этой ситуации все предпочитают дать ребенку безопасный гаджет и усадить его на диван. Все! Проблема безопасности решена.

Хочу сказать, что уже вырастает второе поколение тех, кто не знает, что такое турпоход, преодоление трудностей, преодоление себя и взаимовыручка. Сказать, что лично меня как педагога это печалит, – это ничего не сказать. Я не пессимист и считаю, что все поправимо, если только наша партия и правительство сделают верные выводы из этой ситуации, а не просто начнут в очередной раз закручивать гайки тем немногим палаточным лагерям, в которых благодаря самоотверженности педагогов все еще теплится жизнь. Я со своей стороны вношу посильный вклад в существование и развитие детского и молодежного туризма, который, согласно моему 20-летнему педагогическому опыту, является лучшим средством воспитания. Приобщаю к туризму студентов, реализую проекты для детей (Школа юного путешественника) и верю в то, что я не одинока в своих взглядах.