Я встретил Вадима [Сидорова] в баре на юго-востоке Москвы. Так как он основал Flint's Crew, одну из самых печально известных группировок московских футбольных фанатов, я предполагал, что он бритоголовый и полуграмотный.

Ожидания не оправдались. Мой длинноволосый, лет 40 собеседник не был карикатурой на отморозков, напавших на английских болельщиков на стадионе Vélodrome в Марселе в субботу. И все-таки его страсть – футбольное хулиганство, в котором он разбирается, как некоторые люди в дорогих винах или современном искусстве.

«Британцы и русские очень похожи, – сказал Сидоров. – Когда мы технически не воюем, нам нужен какой-нибудь конфликт. Как мы говорим в России, «войнушка» – маленькая война. Что-нибудь, чтобы кровь разогреть. Вот что такое футбольное хулиганство».

Вадим взахлеб рассказал мне историю о том, как он заснял беспорядки, возникшие на Трафальгарской площади после поражения англичан с немцами на Евро-1996. В России тогда был разгар экономического кризиса, и я поинтересовался, как Вадиму удалось найти деньги на поездку в Великобританию на турнир, длившийся целый месяц.

«Легко, – ответил Сидоров. – Я продал квартиру».

«Вообще в последние годы британские фанаты только кричат да бьют бутылки, – говорит наш второй собеседник из числа московских ультрас – Гоша. – Несерьезный противник для нас. Я был на ЧМ 2006 года и видел, как они себя вели. Найдут камеру, выкрикнут кричалку, помашут кулаками и бежать. Смешно. В России ничего такого нет. Когда встречаются две группы фанатов, они переходят сразу к делу и дерутся, пока противник не падает или не убегает. По всей Восточной Европе сейчас так. Мы уважаем английские традиции хулиганства, но больше англичан не боимся. Они слабые по сравнению с Россией, Польшей, Сербией и так далее».

Гоша посетовал, что футбольным фанатам трудно получить визы. В частности, ему в ближайшее время едва ли дадут визу в большинство европейских стран: слишком уж часто он бывал в зарубежных тюрьмах.

«Мы никогда не идем в больницу после таких драк, – сказал Гоша. – Даже с особенно серьезными травмами едем домой и ждем, а потом идем в ближайший медицинский центр и сочиняем какую-нибудь историю типа упал».

Страсть к футбольному хулиганству, как и многое в современной России, коренится в советской эпохе, в которую бытовали драки «стенка на стенку». По словам Вадима, футбольное хулиганство пришло на смену именно этой традиции.

Сила российских футбольных хулиганов не ускользнула от внимания Кремля. Напомним, что в 2006 году лидерами фан-клубов московских команд «ЦСКА» и «Спартак» были назначены высокопоставленные члены прокремлевского молодежного движения «Наши». После прозападной «оранжевой революции» на Украине Кремль нервничал по поводу уличных протестов и хотел, чтобы ультрас были на его стороне. Лидер «наших» Василий Якеменко хвастал, что в случае подобных беспорядков в Москве он может призвать тысячи ультрас, чтобы «разогнать» демонстрантов».

Привычки ультрас для России – явление глубинное. После субботних беспорядков вице-спикер российского парламента, член исполнительного совета Футбольного союза России Игорь Лебедев выстрелил зажигательным твиттом: «Не вижу ничего страшного в драке фанатов. Наоборот, молодцы наши ребята. Так держать!».

«Надо понимать, что футбольные болельщики в девяти из десяти случаев приезжают на матч, чтобы подраться, и это нормальная ситуация», – это уже другое заявление Лебедева.

Если вдруг вы забыли, Россия должна быть хозяйкой чемпионата мира 2018 года.

Марк Беннетс