Этот вопрос для жителей р.п. Большеречье (Омская область) имеет местный подтекст: для них «Сказка» – это не мудрое повествование со счастливым концом, а реальный человек, превративший жизнь сотен людей райцентра в сущий ад.
Мы продолжаем обзор всего лишь одного судодня в громко заявившем о себе уголовном процессе по «делу Большереченской банды». Допрос «потерпевших» в данном процессе превратился в настоящий кладезь событий и информации. Создалось стойкое впечатление, что предварительное следствие чудовищно ошиблось и... поменяло процессуальные стороны местами: скамья подсудимых просто криком плачет по... «потерпевшим»!!!
Напомним «сюжет».
Группу местных жителей из 5-ти человек силовики обвиняют в ряде преступлений, среди которых – «похищение людей» (ст. 127 УК РФ – 4-е эпизода) и «разбой» (ст. 162 ч.3 – 1 эпизод).
Самое удивительное, что четверо из пяти «потерпевших» от «группировки» являются теми, кого действующий Уголовный кодекс РФ метко именует «рецидивистами»: двое в настоящее время отбывают срок в колонии (А. Буш и А. Ермаков), а еще двое находятся под условной мерой наказания (А. Сизиков и В. Мирончик).
Более того, биографии «пострадавших» граждан настолько колоритны, что сами по себе могут служить «украшением» любого криминального романа.
О первом из выступающих в зале суда, А. Буше, «избитом» и «похищенном», мы уже опубликовали отдельную статью (см. «Большереченская «антиКущевка» - 1: как «битый» битою небитых уделал!!!»).
Сейчас в центре нашего журналистского внимания второй из «пострадавших» – Сизиков А.В. Или, как его кличут местные жители Большеречья, – «Сказка».
Я уже не раз слышал из уст моих собеседников это имя, но просто не знал, что речь идет о человеке, да еще о фигуранте громкого уголовного дела. Поначалу я воспринял постоянно мелькающее в разговорах жителей слово «Сказка», как местную особенность его употребления:
– Смотрю я, а это «Сказка» идет, залипает на ходу…
– «Сказка» уже ни в какие ворота не лезет…
– Полиция прекрасно знает про «Сказку», но ничего не предпринимает…
– У нас в какой наркопритон ни заглянешь, везде «Сказка». Тут как тут. На «Сказке» сейчас держится весь местный наркорынок…
– У нас все идет через «Сказку»…
Оказалось, что это все о нем, о жителе р.п. Большеречье А.В. Сизикове.
«Сказка», да и только!
Мое личное знакомство с ним (тогда я еще не знал, что он для всех окружающих «Сказка») состоялось при весьма пикантных обстоятельствах.
На судебном процессе преступный эпизод с участием «потерпевшего» Сизикова рассматривался вторым.
До этого момента судебное заседание трижды прерывалось по просьбе именно этого гражданина. Судья Игорь Коробов, как-то нехотя, но объявлял перерыв «на 15 минут». Честно говоря, я предположил, что это какой-то тактический ход одной из процессуальных сторон. Знаете, это как замена в футболе: сбить ритм, отдышаться, сверить планы на будущее и обменяться секретной информацией о противнике. Но все оказалось намного прозаичней. Но не буднично!
Когда А.В. Сизиков наконец-то взошел на трибуну и начал отвечать на вопросы прокурора, стало понятно, что человек «не в адеквате». Человек постоянно уходил в себя, брал паузы на полуслове, прикрывал глаза, переходил на шепот.
А потом и совсем стал мямлить что-то себе под нос. Судья Игорь Коробов неоднократно попытался привести «потерпевшего» в чувства, но тот, воспрянув на секунд 15-20, опять впадал в какую-то прострацию. Дошло до того, что на вопросы сторон он отвечал уже полной мешаниной звуков. Как выразилась защита, «абракадаброй».
С третьего ходатайства адвокатов и подсудимых председательствующий, видимо, был вынужден вновь объявить перерыв. Он распорядился вызвать дежурный наряд полиции с тем, чтобы отправить гр. Сизикова «на принудительное медосвидетельствование на предмет наркоопьянения». К тому же на лицо было и административное правонарушение по статье 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».
Учитывая, что среди участников данного процесса я был единственный «свободный слушатель» (остальные – подсудимые, потерпевшие, свидетели и адвокаты), то и сопровождать эту «Сказку» по дороге в Центральную районную больницу улыбнулось мне.
Уже вернувшись в здание местной Фемиды я узнал о пикантных подробностях нашей поездки к медикам. Буквально за минуту до появления наряда полиции гражданин Сизиков прямо перед окнами суда, как предположили очевидцы, «скинул» (профессиональный сленг то ли наркобарыг, то ли их оппонентов в правоохранительной среде), проще говоря, передал какому-то мужчине некие свертки из кармана. Честно говоря, я тоже подумал о том, что это могли быть наркотики. Другого объяснения просто не пришло на ум ни мне, ни другим сторонним наблюдателям.
Видеофиксация в здании Фемиды и вокруг него работает, поэтому отследить этот момент при желании у той же местной полиции или УФСКН (а оно здесь, вообще, имеется ли - ?!) не составит труда.
Во время движения в полицейском УАЗике гражданин Сизиков вел себя культурно, смирно и лишь приговаривал «почему именно сейчас-то?». Как я понял, подразумевалось, что в таком состоянии он в суде был далеко не в первый раз, просто раньше ему все сходило с рук, а сейчас «не повезло».
При заполнении протоколов «Сказка» превзошел сам себя. Тест на алкогольное опьянение он проходить категорически отказался (что уже само по себе – состав правонарушения КоАП РФ), а вот на наркотическое… согласился. Понятно, что по логике в его ситуации нужно было поступить с точностью наоборот, но, видимо, сознание опять помутилось. В самый неподходящий момент.
Гражданина Сизикова полиция передала медикам, я уехал в суд. Чем завершилась эта, безусловно, скандальная для районного суда ситуация покрыто тайной. На следующий день гр. Сизиков появился в зале суда с двухчасовым опозданием. На вопрос суда о «свободном посещении» сообщил, что узнал о том, что судебное заседание будет продолжено, «лишь сегодня утром».
Я так подробно остановился на этой истории из нескольких побуждений. Во-первых, показать, как далеко зашла и дошла наркомания в Омской области. Во-вторых, поддержать себя в уверенности, что принципиальные судьи у нас все-таки имеются. И, в-третьих, чтобы хоть как-то предварить «показания» гр. Сизикова, данные им в суде.
Трагикомедия в 1-ом действии
Судья И.Н. Коробов: Сизиков, проходите за трибуну расскажите, что с вами произошло.
А.В.Сизиков: Обстоятельства произошли такие. В конце августа-начале сентября я вышел из подъезда, ко мне подъехал Маслов, возвращаясь обратно, ко мне подошел Белоусов, на нем была шапка. Позже я узнал, что ко мне подбежал Фомбаров и уронил меня головой об асфальт. Я сам это не видел, это видели очевидцы и свидетели. Потом на меня надели наручники, на голову мешок и увезли в неизвестном направлении. Далее я не знаю, где очутился. Меня пытали, били током, душили, то есть это продолжалось на протяжении 3-4 часов. (длительная пауза)
Судья И.Н.К.: Продолжайте, продолжайте! Давайте, время будем экономить!
(Нечленораздельные звуки)
Судья И.Н.К.: Все, вы закончили, вам больше нечего сказать?
А.В.С.: Да, Ваша честь. Они издевались надо мной…
Прокурор С.П. Бряндин: А время какое было, 8 часов утра или вечера?
А.В.С.: Вечера…
Прокурор С.П. Б.: А Маслов на чем к вам подъехал?
А.В.С.: На «копейке», «Жигулях»…
Прокурор С.П.Б.: Долго вы с ним общались?
А.В.С.: Минут 10-15, потом пошел в подъезд, из-за угла вышел Белоусов…
Прокурор С.П.Б.: Разговор какой-то был?
А.В.С.: Он мне просто.. разговор как таковой не случился, он сказал «привет» – «привет», а сзади на меня напал Фомбаров и об асфальт…
Прокурор С.П.Б.: Дальше что?
А.В.С.: Меня подняли и в машину…
Прокурор С.П.Б.: А наручники и мешок когда надели?
А.В.С.: Это я не помню, потому что от удара потерялся. Все это мне рассказал Маслов. Через месяц
Прокурор С.П.Б.: Что это были Фомбаров и Белоусов?
А.В.С.: (пауза)
Прокурор С.П.Б.: Что конкретно он вам сказал?
(Молчание… нечленораздельное что-то...)
Прокурор С.П.Б.: Что за машина была? Джип? Какая марка?
А.В.С.: Не знаю…
Прокурор С.П.Б.: Цвет не помните?
А.В.С.: Нет
Прокурор С.П.Б.: А наручники уже были надеты?
А.В.С.: ?
Прокурор С.П.Б.: Сколько человек было в машине?
А.В.С.: Я узнал среди них голос Ладошина. Это был младший (на момент событий человек, по нашим сведениям, находился в колонии – автор), в машине их было трое…
Прокурор С.П.Б.: Что было дальше?
А.В.С.: Меня привезли, там были провода. Их подсоединили к наручникам и подавали ток…
Прокурор С.П.Б.: А мешок какой у вас надет был?
А.В.С.: Белый мешок, из чего он я сказать не могу…
Прокурор С.П.Б.: Что говорили, когда пытали?
А.В.С.: Они смеялись и … (нечленораздельно)
Судья И.Н.К.: Что говорили? Погромче, пожалуйста, я ничего не слышу… Они смеялись, что?
А.В.С.: Смеялись… (опять нечленораздельно)
Судья И.Н.К.: Что смеялись, я услышал, а над чем?
А.В.С.: Что я наркоман… Высказывали претензии, что колюсь
Судья И.Н.К.: Какие претензии, погромче можете?!
А.В.С.: ???
Судья И.Н.К.: Можете погромче?
А.В.С.: Могу..
Судья И.Н.К.: Какие претензии вам высказывали и кто?
А.В.С.: В данный момент… (пауза)… Я не могу сказать, после определенной паузы, которая произошла, да, они все это снимали на видеокамеру, Белоусов задавал мне вопросы.
Разговор состоялся, потом они заставляли меня э-э-э-э-э торговать наркотиками. Они мне рассказали подробности… Вот.. потом когда все это произошло… все это зафиксировано в материалах уголовного дела...
Судья И.Н.Коробов: Вы в каком состоянии сейчас находитесь?
(массовый смех в зале)
Реплики с мест: В наркотическом опьянении он находится!
А.В.С.: Я нормальный!
Судья И.Н.К.: А почему тогда так говорите, может, вы всегда в таком состоянии? Может, это обычное ваше состояние, я ведь не знаю… Вы можете рассказать суду, что произошло?! Какие там повреждения вам наносились, вы начали со следов наручников, откуда они у вас появились?
А.В.С.: Я пошел домой (длительная пауза), мне перегородил путь Белоусов...
Судья И.Н.К.: Мы это уже поняли…
Прокурор С.П.Б.: Вы уже приехали туда, куда вас привезли, давайте с этого места поподробней, кто что говорил... как вас пытали, каким образом...
А.В.С.: Да, меня положили на землю, мне подцепили провода к наручникам и … начали (далее идет бормотание) что-то там, как-то там дали мне сильный ток, душили меня, я не знаю, как я выжил, пассатижами мне мизинец прижимали, потом достали газовую горелку…
Прокурор С.П.Б.: Мы к этому еще вернемся… сколько времени было… продолжалось...
А.В.С.: Раза два точно!
Прокурор С.П.Б.: Потом что было?
А.В.С.: Положили на землю и все. Потом, когда очнулся, меня потащили к водоему… вот этот гражданин, шапочка у него еще была, стал выступать. То есть, мы договорились...(пауза)
Прокурор С.П.Б.: О чем?
А.В.С.: Где я и что да…
Прокурор С.П.Б.: Что где?
А.В.С.: Меня снимали на видео и спрашивали, кто наркоман в Большеречье, с кем я общаюсь, я всю эту информацию рассказал.
Прокурор С.П.Б.: Мешок, получается, с вас уже сняли?
А.В.С.: Да…
Прокурор С.П.Б.: Кого вы увидели? Одного Белоусова?
А.В.С.: Да
Прокурор С.П.Б.: Машина где-то была, палец давили, какой, чем давили?
(…нечленораздельно…)
Прокурор С.П.Б.: Вы кого-то еще видели? В полицию, в больницу, когда обратились?
А.В.С.: Через полгода
Прокурор С.П.Б.: Как вы поняли, что вас хотят утопить?
А.В.С.: Когда меня тащили по берегу, у меня промокли ноги. Я это так воспринял так, что они меня хотят утопить… Мы договорились в итоге, что я буду торговать наркотиками…
Прокурор С.П.Б.: Домой как попали?
А.В.С.: Пешком
Прокурор С.П.Б.: Оттуда, где пытали?
А.В.С.: Нет, домой привезли на машине… Они снимали мешок и мои признания также снимали…
Судья И.Н.К.: Потерпевший, вы в каком состоянии?! Не в таком как… То в туалет отпрашиваетесь, то вам холодно, то вам жарко… Соберитесь, пожалуйста, вы не даете вести судебное заседание, соберитесь, все в одном положении… Пожалуйста, прокурор, продолжайте.
А.В.С.: Я опять оказался в машине...
Судья И.Н.К.: Погромче, пожалуйста, видимо, не один я глуховат!
А.В.С.: Мне пригрозили, никому ничего не говори. Мешок опять надели, когда рассказали мне все условия, телефон…
Прокурор С.П.Б.: То есть, вам под камеру сказали, как торговать наркотиками и в каком месте оставлять деньги?
А.В.С.: Да!
Прокурор С.П.Б.: После этого что?
А.В.С.: Мы вернулись домой…
Прокурор С.П.Б.: Мешок надевали?
А.В.С.: Конечно…
Прокурор С.П.Б.: А наручники?
А.В.С.: Да!
Прокурор С.П.Б.: Подъехали к дому, с вас сняли наручники, мешок и что вы увидели?
А.В.С.: Я не рассмотрел, мне светил фонарь в глаза…
Прокурор С.П.Б.: В показаниях серьезные противоречия, прошу огласить...
Судья И.Н.К.: Безусловно. Но после вопросов защиты…