Известный омский политтехнолог Евгений Долганев прокомментировал результаты праймериз партии «Единая Россия».
– Евгений, поделись, пожалуйста, впечатлением от данного мероприятия.
– Все ожидаемо. На таком уровне «ЕР» проводила праймериз впервые, поэтому многие ее технологии не сработали.
– Что ты имеешь в виду?
– Например то, что, как только ни пытались снять Павлова, – ничего не получилось. Потому что он реально набрал гораздо больше голосов, чем его соперник. А идея была такова: на большинстве участков этого округа – тишь и гладь, кроме двух-трех, на которые и пытались не пустить наблюдателей. Скорее всего, там мог быть вброс бюллетеней. Не прошло.
Другой момент – дорогие технологии, которые использовали для раскрутки господина с нефтезавода, реклама которого день и ночь крутилась на всех телеканалах, здесь не работают. По моим подсчетам, на праймериз он потратил около 6 миллионов рублей, набрав 411 голосов, это почти 15000 за 1 голос избирателя. Это говорит о том, что дорогая реклама и дорогие технологи без правильно поставленного «поля» не дают результата. Хорошее «поле» есть в Омске не у многих, а московские технологи здесь не помогут.
– А что работает?
– Старый добрый административный ресурс и полевая работа, благодаря которой, к примеру, победил Гуселетов.
– То есть, по твоему мнению, у владельца «Компура», действующего депутата ЗС Галаванова, административный ресурс был меньше, чем у «милицейского» Павлова?
– Конечно меньше. Хотя, точнее будет сказать, что их обоих отстранили от административного ресурса. «ЕР» попыталась помочь Галаванову, но не вышло. В классическом виде административным ресурсом, на мой взгляд, пользовался Антропенко. Главам районов «мягко» указали, кого должны поддержать их жители.
– Из известных «милицейских» предварительные выборы не выдержали Чернявский, Калганов, Борисов, прошли Павлов и Аношкин. Как ты оцениваешь результат данного клана?
– Если считать всех их кандидатов, то у них прошло порядка 35 процентов. Неплохой результат. Тут надо учитывать, что они почти все шли по сельским округам, где их не знали, поэтому победить там было сложно. «ЕР» им не помогала. В общем, не всегда все можно решить деньгами.
– Как ты оцениваешь результат праймериз в целом для «Единой России»?
– В праймериз участвовал ядерный электорат «ЕР» – члены ячеек и чиновники, сегодня это 2-2,5 процента от всех избирателей в городе, в области – 6,5 процента. Это те люди, которые всегда голосуют за партию власти. На сегодня это и есть реальный рейтинг партии. Замечу, что при Леониде Константиновиче он был значительно выше.
– Возвращаясь к нашим кланам. «Моревские» оказались удачливее силовиков.
– Вадима Владиславовича Дрягина можно поздравить с победой – все кандидаты, которых он вел, здесь победили. Но надо учитывать две вещи. Во-первых, данные кандидаты шли по городским округам, где победить, как я уже говорил, было легче. Во-вторых, праймериз – это еще не выборы, выиграть последние будет гораздо сложнее.
– Как ты считаешь, все проигравшие смирятся с поражением?
– Уверен, что нет. Да, они подписывали бумагу, что в случае поражения на праймериз не будут участвовать в выборах – ну и что с того? Единственное, что с ними могут сделать, если они все-таки пойдут самовыдвиженцами – это исключить из партии. Подумаешь…
– Кто из проигравших, по-твоему, все равно примет участие в выборах?
– Думаю как минимум с большой долей вероятности – Морозов и Галаванов. Кстати, нужно иметь в виду, что далеко не для всех тех, кто победил по спискам, ситуация такая уж радужная – партия здесь имеет механизм для регулирования, можно умышленно занизить явку в тех районах, где не самые удобные для них кандидаты. Так что гарантий для «списочников» нет.
– Как ты оцениваешь победу Шушубаева?
– Это хорошо, что человек, которого очень маленькое количество омичей не считают виновным в проблемах дольщиков, победил на праймериз «ЕР». Показательно. Хотя вполне и объяснимо – он традиционно хорошо работал на «поле» в Калачинске: чаепития проводил, подарки дарил. Если партия все же не захочет, чтобы Шушубаев шел на выборы, ему могут и обвинение пораньше предъявить, и в суд отправить. Варианты есть.
– Евгений, как ты считаешь, какой главный вывод должны сделать все омичи после прошедших праймериз «ЕР»?
– Данное мероприятие наглядно показало, что общественность (СМИ и наблюдатели) могут контролировать и влиять на избирательный процесс.
Наталья Николаева