Легендарный «Клуб деловых людей» отмечает 25-летний юбилей. О том, как четверть столетия назад затевался «Клуб деловых людей» и чем привлекает предпринимателей сегодня, рассказал его бессменный руководитель и идейный вдохновитель Павел Борисов.

– Павел Иванович, перенесемся на 25 лет назад. Как возникла идея создать бизнес-клуб?
– Возможно, сейчас это сложно представить, но тогда у предпринимателей просто не было места, где собираться и вести переговоры. Эту проблему озвучивал на заседаниях Омского областного Союза предпринимателей и его председатель Юрий Кожевников. Тогда, помню, он предложил открыть ресторан, который станет бизнес-клубом. Так и сделали. В клуб приходили, обедали, вели переговоры. Были три кабинки и зал – в то время предпринимательских структур было не так много, в самом Союзе предпринимателей состояло человек двадцать. Все были знакомы. Такая, знаете, дружеская обстановка. Иногда переговоры переходили с одного стола на другой: бизнесмен «не в службу, а в дружбу» сообщал соседу-аграрию, что во-о-он тот человек в соседней кабине занимается сельхозпродукцией. И завязывался новый контакт. То было удивительное время, по сути, предпринимательство только ­формировалось.

– Кого в то время вы как хозяин встречали в ­Клубе?
– Например, любимая кабинка была у банкира ­Валерия Степанова, он постоянно приводил туда своих партнеров. Да и все члены областного Союза предпринимателей бывали в КДЛ. Сам ­Кожевников, когда у него были гости, любил приглашать нашу приму ­Светлану ­Бородину. Она пела русские романсы. Потом появились скрипка, гитара… Вот так всё и было. Бывали известные государственные деятели, федеральные чиновники и экономисты. Ярин, ­Полторанин... Трудно сказать, кого не было: «высоких гостей» Омска привозили к нам. А заместители губернатора раз в месяц приходили обсуждать вопросы развития.

– А сам Леонид ­Константинович?
– Леонид Константинович сам приглашал к себе примерно раз в квартал. В клубе он не был ни разу.

– То есть для Омска это было уникальное место в то время?
– Другого просто не было. Это сегодня ресторанное раздолье. А тогда по­ужинать и обсудить вопросы попросту было негде. Потом, когда мы расширились и предпринимательская тусовка увеличилась, мероприятия стали более ­масштабными. Мы стали проводить их в других местах, например в актовом зале Дома актера. Там мы уже отмечали и десятилетний юбилей Союза.

– Нынешний губернатор был на мероприятии?
-– Это же дружеская встреча, а не торжественное «заседание по поводу». Обмен впечатлениями, выступления коллективов с лучшими номерами, поздравления от Дома актера и Союза театральных деятелей и так далее.

– В чём, на ваш взгляд, самое сильное отличие того предпринимательского сообщества и нынешнего?
– О, оно очень сильно изменилось. Тогда было время поиска, формирования законов… Руководители были полны интереса, энтузиазма. Сегодня же все они немного устали… Ведь в итоге придумано столько законов, что чиновник любого уровня может найти сотню причин, чтобы тебе отказать. Вот и вся разница. «То нельзя, это невозможно, мы, местные чиновники, такие хорошие, но вот злодеи-федералы…». «Козырнуть» федеральным законом сам бог велел. Чиновники – исключительные профессионалы, но не в том, чтобы помочь бизнесу, а в том, чтобы объяснить причины, по которым сделать это невозможно. Получается некая игра в демократию.

– Несмотря ни на что, «Клуб деловых людей» в своем первоначальном амплуа остается ­востребован?
– Конечно. У нас проходит множество деловых мероприятий. Кроме того, обслуживаем большие форумы и конференции, которые проходят на разных городских площадках.

– Насколько сильно изменилась кухня за это ­время?
– Знаете, основы меню, заложенные много лет назад, сохранились до сих пор. Тогда, на первом съезде сооте­чественников, мы познакомились с Александром ­Кулаковым, американцем, чьи бабушка и дедушка были родом из Екатеринбурга. Мы с ним планировали возрождать деревянное зодчество и даже построили дом неподалеку от СКК им. Блинова: в нем сейчас находится Сибирский культурный центр. Так вот Кулаков сказал: «Я не для того летел через океан, чтоб есть европейскую или китайскую кухню, я хочу русскую, ­сибирскую». Русская кухня и стала основой нашего меню. Это и расстегаи, и курники, и студень, и бабушкин холодец, и брусничный соус, и клюквенный морс… Мы ищем рецепты исконно русских блюд, знаем все подворья под Павловском, в пригороде Санкт-Петербурга, куда Путин возит иностранных президентов. Знаем меню знаменитого ресторана русской кухни «Царь», что в Петербурге на Садовой, 12. Следим за тем, что сегодня существует в этой области, потому что нам интересно. Наш девиз: «Национальные традиции русского гостеприимства». Он прямо на входе написан. И весь смысл его заключается в том, чтобы возрождать это достоинство русской, сибирской, здоровой пищи. Очень ценит нашу кухню директор НПО «Мир» ­Александр ­Беляев, постоянно водит к нам своих гостей.

– Он был на празднике?
– Конечно, с большой делегацией. Надо заметить, он очень критически относится ко всему, что мы делаем, и всегда откровенно высказывает своё мнение. И имеет на это право, я считаю. Мы знакомы со школьной поры, дома, где мы жили, стояли рядом, на Совхозной. Поэтому я прислушиваюсь к нему. В своё время мы специально сшили сарафаны и кокошники для встречи его гостей, поскольку ­Александр Беляев очень чтит русские традиции, а мы всегда рады предложениям бизнес-сообщества и прислушиваемся к ним. Потому мы и собрались на дружескую вечеринку: с одной стороны, поблагодарить гостей и парт­неров, а с другой – услышать пожелания, как развиваться дальше.

– Часто журналисты любят спрашивать: в чём, мол, секрет успеха?..
– У нас семейный ресторан, и здесь никакая халтура не проходит. Идет тройной контроль со стороны ­главного ­менеджера, директора – и всё это на ­профессиональном уровне. Вот дочь Ольга захотела работать здесь, закончив пединститут, я сказал: «пожалуйста, только получи образование». Она получила работу лишь тогда, когда выучилась на технолога общественного питания. Кто-то считает, что семейный бизнес – это плохо. Не соглашусь. В одиночку невозможно следить за рестораном. А когда каждый отвечает за своё направление: один за внутреннее убранство, другой – за разработку блюд, третий – за составление заказов, это позволяет держаться на плаву и ­привлекать новых ­гостей. Семейный ресторан – это ведь не только с нашей стороны… К нам ходят целыми поколениями. Те, кто обедал 25 лет назад вместе со своими детьми, сегодня приводят внуков.

– Павел Иванович, напоследок вопрос о Союзе предпринимателей. Вы всё еще входите в его состав?
– Да. Как был в свое время учредителем и членом координационного совета, так им и являюсь. С тех пор как Игорь Зуга вышел из состава Союза, я единственный из основателей, кто остался с тех времен.

– Союзу предпринимателей тоже исполняется 25 лет. По-вашему, он выполняет те функции, ради которых создавался?
– Я считаю, что дети должны быть ­гениальнее своих родителей. Просто нужно уметь их слышать и понимать, что они хотят. Многое происходит ­вопреки ­желаниям детей. Вот, скажем, ­образование. Столько придумали специальностей, «фантиков» и красивых названий для них, а работы при этом нет… Это удар для молодежи и обман взрослых людей, ведь зачастую родители отдают последние деньги, чтобы ребенок учился, думают, вот окончит вуз, и всё будет в порядке, начнет зарабатывать твердую копеечку... А его никто не берет. В лучшем случае он идет торговать чулочно-носочными изделиями в бутик. Так и Союз предпринимателей – ему приходится «наступать» на похожие «грабли». Да, времена очень сильно изменились. Но не сомневаюсь, что пройдет еще одна смена поколений, и в стране всё-таки будет цивилизованный бизнес. Все болезненные процедуры закончатся и в чиновничьей, и в предпринимательской среде. Не может это до бесконечности тянуться. Столько разных ошибок… Не важно, «такой» Союз или «не такой». От этого ничего не зависит. Всё определяется внешней средой и теми людьми, которые в него входят, в том числе и лидерами.

– Кто, на ваш взгляд, был лучшим «кормчим» за эти годы?
– Скажу одно: все лидеры были достойными. Отдельные моменты, которые в разные периоды могли усложнить жизнь предпринимателей, были решены лишь благодаря работе Союза и его лидеров. Он действительно противостоял чиновничьему беспределу. Да, сейчас трудные времена. Но и они пройдут, я в это верю.

Елена Ярмизина

«Бизнес курс» №18 от 18.05.2016г.