Архитектор Сакен Хусаинов считает, что вместе с загороженной новой подпорной стеной на улице Ленина скульптурой «Любочки» в загоне оказалась и сама профессия зодчего.

В начале 1851 года в Омск по месту нового назначения прибыл бравый офицер Густаф Гасфорд. Молоденькая жена, оставив столицу, направилась за любимым в Сибирь. Навсегда.

В 1852 году молодая генерал-губернаторша Любовь Федоровна Гасфорд скончалась в возрасте 23 лет. Надо отметить, что Густав Христианович был человеком деятельным и сделал немало в интересах государства российского и для Омска в частности. Так, в 1851 году им был разбит городской парк, где потом любила отдыхать его болезненная супруга, спасаясь под лучами сибирского солнца, принимая это как лечение. После её кончины по решению безутешного вдовца парк стал называться Любиной рощей.

Прошло полвека, город на Иртыше бурно развивался, понадобились новые территории для строительства, и в 1903 году было принято решение о вырубке рощи под застройку в парадной части губернского центра. Долгое время новая улица называлась «Любинский проспект» вплоть до переименования в 1920-м именем Ленина. И сегодня это Любинский проспект, но в подстрочнике. Когда-то уважение горожан к генералу передалось к его жене – они приняли Любину рощу. Романтические настроения наших современников возродили пространство Любинского проспекта – жемчужины города Омска. Спасибо творцам века минувшего, вооруженных только личным опытом, доверием заказчиков. И никаких идиотских талмудов на строительство сараев, как сегодня. Эврика! Эта гора бумаг нужна не для порядка, нужна для воровства, воровства пространства от россиян.

В 1999 году на волне всколыхнувшей страну исторической памяти установили «Любушке» скульптуру. Один из бывших магазинов купчихи Шаниной стал Торговым домом «Любинский». Интересное было постперестроечное время. Даже памятник живодеру и ставленнику аглосаксов отлили, но пока закопали в укромном месте до времен полного народного беспамятства и равнодушия. Пока готовят идеологическую почву, сочиняют байку о том, чем он лучше других героев, у которых тоже, мол, кровь на руках. Время такое – известных мучеников подавай для туристического успеха Омска. Тут любые сказки сгодятся. Кино уже состряпали. Даже Министр по заказу высказался. Наверно, и самозваная глава императорского двора выскажется. Как же без этого. А на другой окраине России поднимают на пьедестал Бандеру! Такие времена...

Извините, продолжим хронологию. Это, надеюсь, даст ответ на главный вопрос – зачем отделили нашу «Любушку» от самой улицы, от перспективы в сторону реки, создали барьер между сторонами улицы. И ведь никто не виноват, не могут быть виноватыми. Господи, заранее простим им, они не ведают чего творят, а посему осуждению не подлежат. Ведь работу работают. И вот почему.

В 2001 году принят Земельный кодекс РФ, а в 2004 – знаменитый Градостроительный кодекс, любимый думцами, который по ходу изменили аж 84 раза (чаще, пожалуй, только правила дорожного движения). Так вот, целью градостроительной деятельности определено, что основными приоритетами являются требования безопасности, экологии, обеспечении условий для инвалидов и каких-то иных факторов. Позиции по архитектуре в этом перечне нет. Долго допытывался академик Каримов у авторов этого опуса о ее наличии. Высказано было предположение, что «иные» – и есть про архитектурное осмысление. Другие деятели от законотворчества заявляли, что если не согласны на «иные», вообще, мол, отменим архитекторов из списков профессии, поменяем на землеустроителей. У нас законодатели бывалые, по заграницам ездили, все знают. Земельный кодекс им в помощь! В придачу тучу технических регламентов. И какая-такая «архитектура», в дугу их! Это в «гнусные сталинские времена» архитекторы обслуживали советский народ, строили проспекты, разбивали парки, украшали фонтанами исключительно из дорогого нынче гранита. До сих пор атавизмы в виде Союза архитекторов путаются в процессе управленческой деятельности… Из услышанного: «Мы отвечаем, за нами являются кураторы, не мешайте творить нашу работу!» При чём здесь ваши необъяснимые понятия, товарищи архитекторы. Тем более, вас по закону нет. Союз архитекторов – клуб кройки и шитья. Департамент архитектуры – почему он так ещё называется, точнее будет – департамент городского планирования, правильней по законам.

И при чем тут «Любочка»?! Да и юбилей города через 2 месяца. Мы тут десяток лет про это болтали, пока процедуры и регламенты прошли – наконец руки дошли, так, что даже зимой лето творили в теплушках. Нам уже и не до таких мелочей, как экономика строительства. Теперь уже и не до «Любочки». В яму ее, где посадим, там она и сядет. Время бежит, и мы со временем наперегонки уже. Временные мы. К процедурам вопросы есть? Нет! Подвиньтесь. Товарищи кураторы не спрашивают про красиво, к регламентам, которых туча, вопросы точно будут. Хотите за архитектуру? Про это в Градкодексе РФ ничего не прописано.

Бедная наша Любочка! Нет статей о защите тебя как образа красоты и беззащитности. Вроде и Солнце светит так же, но управленческая болезнь с массой кодексов и стандартов пострашнее твоей болезни. Вселенский страх убивает чувства. Межа стала основой новых взаимоотношений, ее сутью, межевание губит рациональное в обществе. Утверждаю, наблюдая звериный оскал множества собственников и землевладельцев. Вокруг межи случаются истерики у поставленных следить за этими координатами. Наверное, правы были классики социализма, что межа является извращением общественного устройства. Столько дельцов вокруг этого народного достояния, цена которого – кровь наших предков.

Кстати, с 1999 года новый театральный сезон Музыкального театра начинался с музыкальной мелодрамы «Любина роща». Давно не видел эту афишу.

Год 2016 – 300 лет городу Омску! Прости нас, Любушка! Не оставляем тебя в покое.

Хусаинов Сакен Шайхислямович, архитектор.

P.S. 12 мая 2016 года члены Омского отделения Союза архитекторов России обратились с открытым письмом к губернатору Омской области и мэру города Омска по вопросу строительства подпорной стены напротив скульптуры «Любушки».