Картины омского художника-философа Владимира Новикова в собрании Владимира Гаврилова и философия в Институте сервиса.
Художник – чаще отшельник, сидящий в мастерской, как монах в келье и создающий свои творения. Бывает, случается великолепный результат: «Московский дворик», «Грачи прилетели», «Лунная ночь на Днепре»… У передвижников неплохо получались картины социального содержания, но вот на острые политические или мировоззренческие темы искусство живописи всегда реагировало слабо или вовсе неудачно. Художник как активный современник со своей гражданской позицией чрезвычайно редок. Таким предстает Владимир Новиков. Обратимся к его картине «Иуда».
Иуда Искариот – один из апостолов, предавший Христа за 30 сребренников. После того, как Иисус был приговорен к распятию, Иуда раскаялся, пошел и удавился.
В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, чтобы зритель не встретился с ним глазами, таков он и на полотне Владимира Новикова, но на этом сходство и заканчивается. Очевидно, он изображен после того, как совершил своё преступление, но в нем нет и признаков раскаяния. Он не тот, кто повесился на осине, он остался среди нас.
На голове его изображен крест, но не тот крест, который нёс Иисус Христос. Он нанесён как бы не художником, а самим провидением, т.е. действием премудрой воли Божией, которая всякому добру вспомоществует, а зло пресекает или исправляет. Крест не спасительный, каким он является для христиан, а каким был до казни Христа – орудием позорной казни рабов. Крест жжет Иуде голову, плавит мозги, об этом свидетельствует весь кроваво-огненный фон картины, но он упорствует в своем богоборчестве.
Здесь не классическое изображение Иуды, которое можно видеть в русской и зарубежной живописи. Иуда являет собой типичную модель поведения современного человека: беспринципного, тщеславного, готового предавать вновь и вновь, без раскаяния нарушающего все Божьи заповеди. Изображение Иуды у Владимира Новикова представлено не отдельной личностью, не портретом конкретного человека, но лицом новейшей эпохи, охарактеризованной словами русского Царя, Помазанника Божия (родился 19 мая), записавшего в Дневнике 2/15 марта 1917 г.: «Кругом измена и трусость и обман». Так велика степень его обобщения.
В нем читаются ныне зверства недочеловеков в Сирии, оскал фашизма в Украине, сатанизм США (типичный Обама), закат Европы. Наблюдательный зритель увидит в этом образе, конечно, и современных хозяев России, уже четверть века безнаказанно и торжествующе грабящих униженную страну, цинично пренебрегающих правами её граждан, тотально нравственно разлагающих и оболванивающих население через СМИ и систему образования. «Иуда» – портрет организованных чиновничьих преступных групп по всей вертикали власти.
Все пороки отображены в зловещем лице Иуды. Это тип без национальности, хотя и с некоторыми характерными этническими признаками; торжествующее зло без малейших признаков положительных человеческих черт. Это лицо подлинного антихриста, когда он остается один на один с собой, сбрасывая театральную золотую маску человеколюбца. Это и грядущий хам, предатель не только Христа, но и всего человечества, его антипод. Одна только эта картина делает честь художнику Владимиру Новикову.
Выражение глобальных, поистине философских человеческих проблем требует новых способов выражения их на холсте. Сюжет его картин внешне приобретает фантастический вид, но это выражение нашего сегодняшнего дня. Пусть теоретики от искусства живописи ищут какое-нибудь иностранное словечко для характеристики его метода и стиля. Важнее другое: узнать, почему его полотна притягивают своей необычностью и одновременно отталкивают, т.к. заставляют думать отвыкшую от работы мысль.
Такова и его картина «Обманутое растение».
На первый взгляд здесь проблема экологическая, катастрофа флоры и фауны. Однако сюжет картины значительно сложнее. На ней изображен верблюд – древнее и благородное животное, а на спине его находится в неустойчивом равновесии клетка с цветущим растением. Подсказку для адекватного восприятия содержания картины дает её название.
Мы привыкли к тому, что в клетках живут канарейки, попугайчики и другие птицы, вероятно, довольные собой, не знавшие или забывшие жизнь на свободе. Иное дело растение, выросшее по воле фантазии художника в клетке. Достигнув её пределов, оно оказывается, должно быть, в недоумении: как же так, что дальше? Лишь небольшой бутон цветка проник через клетку наружу и оказался на свободе, но эта свобода призрачная, от клетки всё равно не избавиться.
Судьба более крупного цветка тем более незавидна, ему век свободы не видать. Так и у людей. Человек рождается для свободной жизни, труда и творчества. Оказаться для него в тюремных узах – жесточайшее наказание, но человек сплошь и рядом несвободен и в обыденной жизни.
Каждый человек находится как бы в своей клетке, и кто-то не замечает этого, но люди творческого полёта болезненно переживают внутреннюю дисгармонию, противоречие между желаемым и действительным. Всё человечество в некоторых отношениях подобно этому цветку в клетке, оно рвется даже в космос и его стремления, видимо, будут бесконечны. Беззаботный колибри также характеризует определённый тип людей, он свободен, но не видит необходимости покидать клетку.
Верблюд есть существо более устойчивое, чем цветок, но и животные со времён грехопадения Адама и Евы обречены на жизнь, мало похожую на ту, которую они имели в Раю. Обманут и верблюд, в его кормушке песок, а не вода. Человек вносит дисгармонию в растительный и в животный мир, как он имеет её и в самом себе. Обман опасен, пусть попалят его огоньки, бегущие по жердочке с развешенным на нем каким-то древним предостерегающим текстом. Трудно сказать, чего здесь больше – живописи или философии. И так в каждой картине.
Одна из них называется «Незрячий». В картине нет простого и ясного сюжета, к чему мы приучены в традиционной живописи, но она не отпускает, побуждает к работе мысли. Какой-то крепкий и настойчивый пастух бедуин тянет за ноздри рогатого быка. Бык послушный и унылый, что не соответствует его статусу вечно торжествующего жизнелюбца и продолжателя рода.
Змея держит во рту яблоко! Сомнений нет, это элемент библейского сюжета о грехопадении человечества в лице Адама и Евы. Пожалуй, здесь ключ для понимания всей композиции. А вон и сам Адам, вернее его череп, но почему он здесь в таком неуважительном виде? Потому что согрешил и обрек на болезни и смерть всякого человека.
Из люка, как из преисподней, показывается подозрительная физиономия. Это сам дьявол, пославший змея-искусителя прародителям человечества! Он едва просматривается, потому что всегда делал вид, что не существует и только в наши дни открыто и азартно дает о себе знать, нагло насаждая гомосексуализм, пестуя терроризм, уничтожая человеческую культуру.
В правой нижней стороне расположилось отвратительное существо с крыльями летучей мыши, обхватывающей когтями глобус, который, без сомнения, представляет земной шар. Это химера – аллегорическое воплощение человеческих грехов, означающее, что весь мир окончательно погряз в них. Целый ряд таких химер установлен на древнейшем католическом соборе – Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris). Похоже, химеры сошли с храма и теперь торжествуют над всем миром.
В центре картины орудие уничтожения, похожее на самострел, на котором изображена фигурка древнеримского бога войны Марса. Это существенно. Человечество воюет с первого же дня своего существования. На шее опрокинутого Марса накинута веревка, которой некая странная человеческая фигура в качестве возницы пытается управлять им.
Что это за фигурка в маске? Логично предположить, что маска, являясь символом театра, символизирует искусство, красоту, культуру, но от былой земной красоты остается лишь возмущенный павлин да несколько других птиц. Красота не спасает мир. Уже и стрелять не в кого, человечество успело истребить себя. Впереди лишь бедуин, позади торжествующий дьявол – два полюса: жизни и смерти.
Кто же этот загадочный человек, влекущий всю пришедшую в негодность, отжившую цивилизацию? Сей есть Иисус Христос! Пред нами вся история человечества от создания Адама до наших дней вместе с его создателем – уникальный сюжет. О Христе убедительно свидетельствует крест на бело-красном знамени крестоносцев в правом верхнем углу картины. Пред нами не пастух, а пастырь стада овец человеческих. Говорят: упрям как бык. Таково ведомое Христом, упрямое в своих грехах человечество.
На фоне металлического хлама индустриальной цивилизации радуют лишь птицы: красавец павлин, пара бело-розовых фламинго, символизирующих нежность и любовь былого в мире человека и животных, да несчастный трепещущий колибри, тревожно звенящий в малюсенький колокольчик, но некому уже слышать его, это глас вопиющего в пустыне, бренд пророка Иоанна Предтечи.
Человечество движется к пропасти под музыку, о чем свидетельствует граммофон, установленный на спине черепахи. Музыка, надо полагать, не классическая, а каких-нибудь эстрадных содомитов и пародистов, ибо главным пародистом является дьявол.
Художник показывает расчлененное тело и изображает в нем огромное сердце всего человечества, на котором размещен терновый венец Спасителя Иисуса Христа. Терновый венец расположен не на голове, а прямо на сердце всех верующих в него людей – жуткая фантазия художника! Сверх того, оно еще и пронзено стрелами. Сердце символизирует и страдания Христа, и мучения человечества, и тревоги мира птиц, и жемчужную красоту всего сущего! Беспокойная мысль пульсирует по всему полотну, как фонтаны в долине гейзеров.
Остается теперь самый щепетильный, по сути, сакральный вопрос о роли Иисуса Христа в истории человечества, как он здесь представлен. Трактовка явно не традиционная и даже крамольная для христиан. Здесь нет провокации, но есть личное размышление художника, полное бесконечного сожаления о неудавшемся проекте человечества на планете Земля. У Христа на поясе болтается фигурка человечка лишь как брелок, остающийся на память о человечестве. Картина призывает опомниться всех, от кого зависит состояние природы и нравственная чистота устоев человеческого общества. Еще, быть может, не поздно и следует довериться Христу.
Велико было мое удивление, когда я обнаружил в византийской мозаике 12-го века (1183-1189 гг.) Монреальского собора, что на Сицилии близ Полермо, сюжет о пятом дне творения Богом мира.
Мозаика изображает Господа Бога в момент создания птиц.
Поражает то, что из многих сот созданных Богом птиц древний художник в далекой и жаркой Италии изобразил тех же самых птиц – павлина, фламинго, колибри, что и 825 лет спустя в холодной Сибири наш современник Владимир Новиков, ничего не знавший о существовании своего предшественника.
Принципиальная разница между ними в том, что, во-первых, у древнего художника птицы переживают лишь первое мгновение своей истории, а у нашего современника они обречены и находятся пред самой своей кончиной. Во-вторых, на мозаике изображен Бог Отец, на полотне Владимира Новикова – Бог Сын. Есть над чем подумать и чему удивиться.
Во всём творчестве Владимира Новикова просматривается трепещущий нерв нашего современника, он отражает наши проблемы и нашу действительность, хотя не является дипломированным философом, что, похоже, становится его преимуществом. По старой памяти, просматривая время от времени журнал «Вопросы философии» (ровно 50 лет назад я окончил философский факультет Ленинградского университета), замечаю, какой убогой и никчемной стала философская мысль в России. Вот свежий и типичный пример. В № 3 за 2016 г. помещена многостраничная статья «Трансформация метафизики первозданного языка в ренессанском каббализме». Автор поясняет, что он исследует «систему вер ренессанских каббалистов и обусловленные ею способы адамичности иврита». Автор Карабыков А. В. является доктором философских наук и доцентом Омского института сервиса. Возникает вопрос: нужен ли его материал студентам Омска или вообще православной России (журнал издается в Москве)? Уверен, нет. Однако такой чуждой философии хоть отбавляй. В № 4 за 2016 г. размещена аналогичная статья другого автора: «Понимание Бога в философии Мордехая Каплана». Уверен, что никто из читателей этого очерка никогда не слышал о таком философе и не нуждается в нем. Гораздо интереснее да еще и полезнее познать философию нашего земляка и современника – художника Владимира Новикова.
Современные философы щеголяют друг перед другом своей оторванностью от действительности и терминологией за гранью здравого смысла. По большому счёту ни малейшей пользы от них для Отечества не просматривается. Ведь философия есть наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления и месте человека в мире. Она всегда оказывала активное воздействие на общественное бытие, способствовала формированию новых идеалов и культурных ценностей.
На фото слева направо: художник Владимир Новиков, Лев Степаненко и Владимир Гаврилов.
Всё это есть у нашего художника, а публикации названных «философов» нужны только им самим для получения научного звания. Журнал их давно следовало бы объявить банкротом и отдать под анализ творчества подлинных деятелей культуры, к которым можно смело отнести и русского художника Владимира Новикова.