Русские в американских фильмах стали еще отрицательнее, чем раньше. По-прежнему тон в сюжетах о противостоянии держав задают конспирологические теории. Характерным персонажам новой, путинской России еще предстоит принять эстафету у традиционных злодеев эпохи Карибского кризиса и Берлинской стены.
Это, пожалуй, главные тезисы обсуждения, которое состоялось на днях в Нью-Йорке – в стенах Университета Нью-Скул (The New School). Как сообщила перед его началом куратор и модератор дискуссии профессор Нью-Скул Нина Хрущева, дискуссия проводится в рамках программы, приуроченной к 25-летию окончания «холодной войны», и представляет собой заключительную часть симпозиума «Голливуд и новая «холодная война» (Hollywood and the New Cold War).
Нина Хрущева, правнучка Никиты Хрущева, окончила МГУ и Принстонский университет, преподает международные отношения в Нью-Скул, изучает творчество Владимира Набокова, читает лекции в США и за рубежом, публикуется в «Нью-Йорк таймс», «Уолл-стрит джорнэл» и других ведущих изданиях США.
Содокладчиками были приглашены профессора славист Элиот Боренстайн из Нью-Йоркского университета (NYU) и Тодд Гитлин из Колумбийского университета – эксперт по вопросам медийной культуры в США.
В самом начале дискуссии Нина Хрущева перефразировала термин «холодная война», предложив для характеристики нынешней глобальной напряженности его парафраз – «замороженный мир». Новая реальность в осмыслении резкого ухудшения отношений между США и Россией, по ее мнению, состоит в том, что жизнь за окном гораздо авантюристичнее, парадоксальнее и острее, чем любые голливудские фантазии на тему противостояния сверхдержав. «Смотрите, нам в очередной раз предъявляют на экране Джеймса Бонда, – заметила Хрущева. – А ведь Владимир Путин всеми своими многочисленными эскападами наглядно показывает, что он и есть самый настоящий Бонд. Для Запада Путин сегодня и есть, по сути, архизлодей».
Русские персонажи возвращаются в Голливуд, причем в самом широком спектре жанров, от эпических комиксовых блокбастеров до фильмов ужасов и сатирических комедий, подчеркнул профессор Боренстайн.
«Русские лучше других подходят на роли злодеев в современном американском кино, – считает Боренстайн. – В эпоху политкорректности конкретизация образа врага сопряжена с очень сложным выбором. Скажем, если судить по фактам, больше логики было бы в показе исламистских экстремистов. Ведь именно они устроили теракты на территории США. Но, резонно опасаясь массовых протестов американских мусульман, Голливуд делает гораздо более безопасный выбор, выбирая на роли врагов русских. Русские, похоже, не склонны протестовать».
Боренстайн выделил телесериал «Американцы» (The Americans, 2013) о российских шпионах в США как пример добротной работы кинематографистов. Обычно «русские» в голливудских лентах говорят на своем языке с сильным акцентом, заметил он, но здесь американские актеры говорят только по-английски, что можно считать разумным решением.
Тодд Гитлин избрал для подробного анализа, пожалуй, самую заметную киноленту на тему «холодной войны» последнего десятилетия – «Мост шпионов» Стивена Спилберга. По мнению Гитлина, картина целиком построена на общепринятых клишированных представлениях о чести и бесчестии, добре и зле, правде и лжи.
«Спилберг, без сомнения, является наиболее преуспевшим творцом мифов о прошлом Америки, – сказал Гитлин. – Хочу сразу уточнить, что мифы вовсе не синоним фальши. Спилберг поднимает рутинные факты истории до уровня символов, романтизируя их и героизируя. Все на местах, все соответствуют расхожим представлениям – герой-одиночка, ФБР, ЦРУ, армия, суд, федеральные власти. В образе адвоката Донована, которому поручено защищать в суде советского шпиона Абеля, мы имеем классического американского героя. Донован в исполнении Тома Хэнкса, по сути, аватар понятия честности. Честен по-своему и Абель, его преданность своим идеалам достойна уважения, о чем Донован говорит в суде».
Гитлин напомнил, что к истории обмена Абеля на американского летчика Пауэрса (1962 год) полстолетия назад подступался британский режиссер и актер русского происхождения Питер Устинов. Он загорелся идеей экранизировать мемуары дочери Донована, вышедшие тогда из печати. И собирался пригласить на роль Донована Грегори Пека, а на роль Абеля – Джона Гилгуда. Но проект так и не был реализован.
Свои тезисы Нина Хрущева иллюстрировала списком самых приметных голливудских фильмов о холодной войне между Россией и Америкой последних лет. Из относительных новинок в нем, помимо вышеупомянутых «Моста шпионов» и сериала «Американцы», присутствуют «Человек ноября», «Золотой компас», «Солт», «Миссия невыполнима: протокол Фантом», «Люди Икс – Первый класс» и другие ленты.
«Если суммировать впечатления от просмотренных фильмов, – сказала Нина Хрущева «Голосу Америки», – то русские в Голливуде – снова «очень плохие парни». Они отличаются, правда, от канонических примитивных системных злодеев времен «холодной войны». Они менее системны и более индивидуализированы. Новейшие реалии путинской России после аннексии Крыма, войны на Украине и операции в Сирии пока еще не получили адекватного отражения на экране. Но я не сомневаюсь, что креативная мысль сценаристов уже вовсю работает и в скором времени мы увидим кого-то, очень напоминающего Ролдугина, с виолончелью, набитой долларами».
На вопрос из аудитории – «кто именно заказывает музыку» в Голливуде – Элиот Боренстайн высказал мнение, что это стихийный, неуправляемый процесс, причем для студий-мейджоров всегда был главным приоритетом и таковым остается и сегодня развлекательный, коммерческий потенциал того или иного запускаемого проекта.
«Конечно, если вы зададите этот вопрос в России, ответом будет одно слово – Госдеп, – отметил Боренстайн. – Там пропаганда вдолбила людям в голову, что в Америке, как и в России, все решает центральная власть. Но это очень далеко от истины».
Олег Сулькин