На прошлой неделе Совет Федерации РФ подготовил проект документа, касающийся финансовых отношений регионов с федеральным центром. Вместо юридического объединения­ субъектов­ он предполагает создание экономических макрорегионов. Спикер Совфеда Валентина­ Матвиенко считает, что укрупнение ряда регионов поможет улучшить жизнь людей­, потому что в России есть субъекты «нежизнеспособные в силу объективных причин, а не потому­, что там плохие губернаторы». А как вы оцениваете жизнеспособность омского региона­? Стоит ли нам объединиться с каким-нибудь сибирским соседом? Если да, то с каким?

Алексей Якуб,
ректор ОмГУ:
– Экономически регион вполне самодостаточен и жизнеспособен. Проблемы, с которыми сейчас столкнулся Омск, на мой взгляд, носят временный характер, и их еще можно решить. Объединяться с соседями точно не стоит. Исторический опыт объединения административных единиц показывает, что такие регионы становятся практически неуправляемыми.

Виктор Скуратов,
владелец сети кофеен Skuratov Coffee:
– Омск стагнирует, но это лишь проблема, которую нужно решать. Ставить крест на регионе – достаточно странная позиция. Я не знаю ни одного города, страны или компании, которые бы не испытывали на протяжении ­своей жизни никаких проблем и всегда бы росли. Не понимаю, что даст нам объединение с другим регионом.

Юрий Федотов,
депутат Городского совета:
– Я не считаю, что Омск – город с низкой жизнеспособностью. Это город-миллионник, некогда мощнейший центр производства в СССР. И объединяться с соседями нам не нужно. Объединение с Тюменью, например, сделает богатый регион «середнячком». Конечно, это немного улучшит жизнь омичей, а вот тюменцы явно не будут рады такому положению­. Куда более справедливой была бы инициатива вернуть в Омск крупных налогоплательщиков. И я, конечно, иронизирую, но нам на пользу сыграло бы только объединение с Москвой.

Михаил Расин,
директор городского департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта:
– Объединение возможно, прежде всего, с Тюменью и Ханты-Мансийском. ­Объединение субъектов – один из путей равноправия хотя бы на территориальном уровне. Необходимо использовать какой-либо признак, например типологию производства. Считаю, что наши регион и город унижены несправедливой политикой федерального центра. Заводы и другие субъекты производства оказались собственностью крупных корпораций с адресом в Москве и Санкт-Петербурге. К примеру, Южная Корея в этом случае компенсирует из федерального бюджета инвестиции в благоустройство городов и выравнивает качество жизни. У нас этого нет, отсюда миграция молодежи и множество иных проблем.

Александр Сальников,
совладелец ГК DA:
– От перемены мест слага­емых сумма не меняется. От того, что мы присо­единим бедный регион к богатому, богаче они вместе не станут. Математика в этом случае простая: 2+1 хоть и равняется 3, но это не значит, что после деления будет каждому по 1,5. Начинать надо с реформ в бюджетной и налоговой политике, развития малого и среднего предпринимательства, создания условий для более эффективного диалога между бизнесом и властью. По поводу нашего региона ответ простой: будет правильный подход к экономике и ее ­стратегическому развитию – региону быть. Если будем продолжать развивать «то, сами не знаем что», никакой перспективы не будет.

Юрий Николаев,
адвокат:
– Объединиться можно, исходя из того, что хуже в Омске уже, похоже, не будет. Жизнеспособность региона оцениваю крайне низко, чувствую, что, благодаря некоторым структурам, тут скоро и вовсе ничего не останется. Стоит либо изменить подход к бизнесу, либо действительно «подружиться» с Новосибирском или Тюменью. Почему там всё живое, а в Омске нет? Я немолод и помню, как при Манякине наша область «кормила» несколько соседних областей. А что мы имеем сегодня?..

Евгений Мавлютов,
координатор «Партии пенсионеров за справедливость»:
– Я против того, чтобы наш регион становился чьим-то придатком. Тем более Омск – город-миллионник, который даже имел статус столицы России. К такому унижению мы не готовы. Поэтому нам нужно проводить референдум и опрашивать жителей региона, нужно ли вообще им это присоединение.

Валерий Кокорин,
депутат Горсовета, генеральный директор компании «АСК»:
– Об Омской области речь не идет, у нас регион с промышленным и сельскохозяйственным производством – один из ведущих в России. Совету Федерации нужно озаботиться справедливым распределением налогов между РФ и ее субъектами. Нужно прекратить случаи, когда предприятия расположены на территории одного субъекта, а зарегистрированы и выплачивают налоги в другом. У Омска только эта беда, а в остальном, я считаю, мы не самый худший регион по объемам производства. С кем объединяться, для чего­? Если мы думаем, что нам, как Емеле, что-то приплывет, как в сказке, на это рассчитывать не стоит. Надо работать самим и зарабатывать себе на жизнь. Но налоги, которые собираются на территории города и области, распределяются несправедливо. Нужно устранить эту несправедливость, и тогда можно будет требовать и с губернатора, и с мэра, и со всех остальных.

Олег Денисенко,
депутат Госдумы от КПРФ:
– Я очень осторожно отношусь к этой идее. Объединение Новосибирской и Омской областей – плохая идея. Потому что Омская область в этом случае превратится из дотационного региона в загибающийся, станет «задворками». У нас есть наш надежный губернатор Виктор Назаров. Но у людей всегда остается выбор. И следующие выборы главы региона не за горами.

Юрий Шатилов,
директор консалтингового агентства «Ладно»:
– Омск нельзя назвать нежизнеспособным регионом. Да, его судьба была сломана еще в далеком 1942 году, когда в город были переброшены крупнейшие оборонные предприятия. Сейчас, чтобы вновь обрести экономическую силу, Омску нужно вернуться к сельскому хозяйству. Правда, в таком случае и количество населения должно сократиться – тысяч до восьмисот. По поводу высказывания Матвиенко скажу, что это не более чем обходной маневр, чиновничьи погремушки, чтобы отвлечься от реальных проблем. Глаза у населения давно открылись, на войну уже бедственное положение не спишешь – вот теперь заговорили об улучшении экономической ситуации за счет укрупнения регионов. Но я убежден, что никакого экономического эффекта от этого не будет. Нагрузка на ЖКХ меньше не станет, продукты не подешевеют. Я не вижу никакого смысла объединяться с соседями.

«Бизнес курс» №17 от 11.05.2016г.