Члены рассеянной по всему миру православной общины, центр которой находится в Омске, выясняют, кто из них неправ.

В апреле американское интернет-издание NFTU.net опубликовало письмо протоиерея Джозефа Сандерленда (Joseph Sunderland) из штата Орегон, адресованное клирикам из Омска. В тексте заокеанский православный священник выражает несогласие с позицией своих омских единоверцев.

Речь, правда, здесь идёт не о каноническом православии, а об одном из его альтернативных ответвлений – так называемой Русской истинно-православной церкви. Это течение сформировалось в XX веке. В него вошли верующие, основавшие после революции свои тайные («катакомбные») приходы и присоединившиеся к приходам, которые стали открывать в 1980-х годах на территории СССР представители Русской православной церкви за рубежом.

Сейчас маленькие общины сторонников РИПЦ разбросаны по всему миру (прежде всего в странах СНГ, а также в нескольких европейских государствах и в США). Но центр этого альтернативного религиозного движения находится в Омске. Общинами РИПЦ руководит Омско-Сибирская епархия во главе с архиепископом Тихоном (в миру Леонидом Пасечником).

Как повествует «Википедия», РИПЦ постоянно лихорадит от расколов и противоречий. В марте 2016 года 11 клириков Омско-Сибирской епархии выступили с публичным заявлением, в котором обвинили архиепископа Тихона в ереси. По мнению 11 клириков, Тихон не развивает РИПЦ, не заботится об увеличении её сторонников в России и за рубежом, исповедует «новобостонский раскол» и втягивает в него общину.

Орегонский протоиерей Джозеф опубликовал ответное слово, в котором встал на защиту архиепископа Тихона. Джозеф заявил омским священникам, что ни один человек не является непогрешимым – как Тихон, так и они сами. И порекомендовал им изучать труды богослова IV века Василия Великого.

Сколько сторонников во всём мире насчитывают альтернативные православные церкви, образовавшиеся после революции 1917 года, исследователям неизвестно. Учёные-религиоведы могут оперировать лишь приблизительными оценками – от одного до ста миллионов человек. Представители официальной Русской православной церкви считают участников всех этих религиозных объединений раскольниками.