Экс-глава «Мостовика» без купюр описал, как взялся за реализацию скандального долгостроя.

Вчера, 5 мая, в группе «За Мостовик» появилось интервью экс-главы «Мостовика» Олега Шишова. Сейчас бывший топ-менеджер компании находится в СИЗО. По делу о махинациях при строительстве Приморского океанариума уже вынесен обвинительный приговор, судебный процесс по «омским» эпизодам уголовного дела еще впереди. Бывший глава строительной компании рассказал, что увидел, как новосибирцы строят метро, когда в 1996 году занимался реконструкцией Октябрьского моста.

Он увидел железобетонный забор с буквой «М» и заинтересовался, а потом, взвесив все «за» и «против», решился на проект.

– Опуская многие мелочи, выяснили главное: генподрядчик «Новосибирскметрострой» специально создал под строительство метро в Омске дочернее предприятие СУ «Омскметрострой». Это компания была «вывеской», у которой очень мало чего материального было в Омске, – отмечает Шишов. – Основная работа, которую они тогда пытались выполнять, – проходка левого перегонного тоннеля от станции «Туполевская» до станции «Рабочая». В их распоряжении находился горнопроходческий щит КТ 5,6Б21, который они взяли в аренду в «Тоннельном отряде 28», и прошли они всего 50 м. Работа не ладилась, и заказчик ни темпами, ни объемами выполнения работ в целом не был доволен. Зарплату не платили долго (3-6 месяцев). Я быстро нашел собственника щита, переговорили по телефону. Они тоже были недовольны, так как вообще еще не получали арендную плату, а тогда у них уже было сложное финансовое положение. Мое предложение продать нам щит их заинтересовало.

А на следующий день, как вспоминает Шишов, глава «Тоннельного отряда 28» с «бугаями в кожанках» был у нас в Омске на 3-м этаже 3-го корпуса СибАДИ. Стороны быстро договорились о цене в 1 миллион рублей. Нужную сумму тогдашний глава «Мостовика» раздобыл в Омск-Банке за два дня.

– На следующий день утром они приехали радостные – деньги поступили, отдали разные документы (письма, доверенности и т.д.). Их «братва», крепко пожимая мне руку, говорила: «Братан, если в Новосибе что – решим всё, обращайся», – рассказывает Шишов. – Они уехали, а мы, я и Вячеслав Двораковский, поехали в СУ «Омскметрострой».

Бывший глава «Мостовика» описал также, как пришлось отстаивать у «бандитов» из СУ «Омскметрострой» свое право на этот щит. История происходила в жанре детектива, в котором фигурировали слова «братки» и «крыша». В итоге рабочие с этой генподрядной организации перешли в «Мостовик» – им долго не платили зарплату. А стройплощадку пришлось занимать с ОМОНом.

– Помогли прокуратура и МВД. Договор генподряда с «Новосибирскметростроем» был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Тут же заключен договор генподряда с «Мостовиком». С помощью ОМОНа в течение 2-3 часов мы заняли все стройплощадки, – пишет Шишов. – Дальше в присутствии их бандитов и ОМОНа оценили стоимость абсолютно всего их имущества на объектах омского метро и оплатили «живыми» деньгами в трехдневный срок. Опять помог Омск-Банк. Так, за месяц мы стали генеральным подрядчиком строительства омского метро. При этом и первый горнопроходческий щит КТ 5,6Б21 приобрели, и костяк метростроевцев сколотили из прибывших к нам и наших проверенных кадров.

Далее бывший глава компании раскрыл подробности процесса строительства метро. Тут возникли новые трудности.

– «Мостовик» выполнил проходку тоннелей между станциями «Рабочая» и «Туполевская», построил частично конструкции этих станций и законсервировал этот участок. Несколько лет котлован станции «Рабочая» стоял открытым. На площадке работы не велись, – отметил Шишов. – Морозное пучение смяло мощные балки ограждения, как какие-то картонки, возникла опасность обрушения не только ограждения котлована, но и городской улицы. Тут и до беды было недалеко. Финансирования ноль. Не рассчитываются даже за выполненные год назад работы.

Тогда Шишов попросил помощи у мэрии Омска, которая взяла кредит и построила опасную часть котлована. Но тут изменился пассажиропоток, и было принято решение, что строить надо с Левобережья в центр. Ключевым звеном в транспортной системе города с 2001 года стало строительство уникального по своим техническим характеристикам объекта – метромоста через Иртыш в створе улицы Фрунзе. И это решило дальнейшую судьбу строительства всего метро. Наметилась необходимость резкого ускорения строительства объектов метро от станции «Библиотека им. Пушкина» до станции «Заречная».

– К 2005 году «Мостовик» выполнил строительство перегонных тоннелей под подходами к метромосту, что позволило сдать в эксплуатацию метромост в части автодорожного движения. При строительстве метромоста мы построили очень большое количество объектов метро прямо под подходами, под ул. Красный Путь и от нее до станции «Заречная» на Левом берегу, – рассказал Шишов. – Омичи их не видят. Но все видят эстакаду над ул. Красный Путь. Было предложение, не наше, сделать выемку – ужасное, дорогое в строительстве и эксплуатации решение, нарушающее единое пространство территории в центре города. Мы предложили эстакаду. Постарались сделать ее не «тяжелой», а с подсветкой, она как бы парит ночью, не искажая фасады города.

В итоге построены лишь одна станция «Библиотека им. А.С. Пушкина», перегонные тоннели с метромостом до станции «Заречная», перегонные тоннели до станции «Кристалл», подготовлены площадки и котлованы под строительство остальных станций (что наиболее затратно) и намыта площадка под электродепо.

– Как бы ни шло строительство сооружений метрополитена, темпы строительства и финансирование объекта оставляли желать лучшего, – высказался Шишов.

В заключение экс-глава «Мостовика» заявил, что строительство метро городу необходимо, тем более что в генплане 2025 года предусмотрены три линии метрополитена.