С такими словами к журналистам «Бизнес-курса» обратился главврач одной из омских клиник, которого начальство принуждает к публикации статьи в сомнительном каталоге, стоимость которой сравнима с зарплатой медика.

Сразу несколько главврачей омских больниц пожаловались нам, что вышестоящее руководство из регионального мин­здрава фактически приказывает им (формального приказа – на бумаге, с номером и датой, конечно же, не существует) «принять активное участие» в подготовке к публикации каталога «Учреждения здравоохранения Омской области», который должен увидеть свет уже в мае. Активность в данном случае измеряется рублями – 15 тысяч стоит публикация материала о данном медучреждении объемом в 1 страницу, 30 тысяч, соответственно, нужно отдать за разворот. Причем отдать, фактически отняв эту сумму из заработка своих подчиненных и/или из своего личного: по информации одного из наших собеседников (все они, к сожалению, опасаются репрессий начальства, а потому пожелали остаться анонимными), в этом году большинству клиник выделяемых средств, несмотря на общее увеличение бюджета на медицину, хватает только на зарплату. (И, кстати, стоимость такого разворота даже превышает месячную зарплату одного нормального врача, не говоря уж о вспомогательном ­медперсонале).

Дело в том, что, как уже писал «БК», параллельно с общим увеличением были резко «срезаны» оплачиваемые объемы оказываемой помощи и тарифы. В итоге, по данным одного из наших информаторов, большинство ­сельских ­медучреждений потеряли по ОМС примерно по 5-7 миллионов рублей, городские же клиники недосчитались уже 15-20 миллионов. И это на фоне продолжающегося приема в систему ОМС «частников», число которых в регионе уже близится к двум десяткам.

Готовит этот «добровольно-принудительный» славослов частное омское издательство Романа Долгова, известное своим журналом-старожилом «Максимум». Это СМИ (в данном случае очень хочется заключить эту аббревиатуру в кавычки) с 1998 года периодически­ (в том смысле, что журнал выходит нерегулярно) печатает своего рода сборники статей, восхваляющих те компании, которые за эти статьи заплатили. Такие материалы даже не всегда язык поворачивается назвать рекламными, поскольку реклама обычно рассчитана на относительно многочисленную аудиторию «со стороны», которой у подобных изданий обычно нет из-за малости тиража, по факту часто не дотягивающего до ­заявленного.

Раньше героями публикаций «Максимума» обычно становились частные компании, теперь же, когда бизнесмены урезали в кризис расходы на самопиар, издатель добрался, видимо, до щедрого минздравовского бюджета. Хотя мы не можем исключать и варианта, что эта идея изначально родилась в голове какого-то из чиновников ­министерства.

Всего, по замыслам не известных нам авторов идеи, в каталоге будут опубликованы материалы про 101 медучреждение – 47 городских клиник, 22 областных и 32 районных. Кто из них скрепя сердце уже выложил 15 или 30 тысяч, определить, по словам наших собеседников, очень просто: ссылка с названием этого медучреждения в списке на посвященной каталогу веб-странице сайта «Максимума» приведет к уже готовой публикации о нем. А у тех клиник, чьи главврачи пока в раздумье, щелчок по ссылке выводит на размытый силуэт публикации с надписью «Материал в разработке».

Олег Ледянский, Наталья Николаева

«Бизнес курс» №15 от 27.04.2016г.