Почти полмиллиона бюджетных рублей планирует потратить мэрия на банкеты, приуроченные к 300-летию Омска. Чиновники поясняют, что за праздничный стол пригласят почётных граждан города, руководителей областных и федеральных органов власти, делегатов из-за рубежа. Любопытно, что банкетов будет два: на 40 и на 150 персон. Подобное разделение было в порядке вещей при экс-губернаторе Леониде Полежаеве, открыто демонстрировавшем подчинённым их место в своей свите или вне её. Нынешние губернатор и мэр, наоборот, отличаются почти неприличной демократичностью. Так почему на общем для всех юбилее города празднество снова разделится на приближённых к «верхушке» и не очень? И не будет ли унизительно оказаться в зале «не для избранных»?

Наталья Гордеева,
евразийский патентный поверенный:
– «Демократия по-омски»: информация о количестве приглашенных, а не ФИО персон. Хорошо бы на обозрение общественности представить списки «приближенных» и «не очень», а также спросить у них, как они относятся к этому. Наверное, у руководства области будет не один праздник, как у жителей региона, а целых ДВА, и жить оно будет еще «веселее»!

Галина Татаринова,
специалист по связям с общественностью:
– Банкет – дело святое! Два разных банкета или одновременное пиршество в разных помещениях? Это есть большая разница! Существуют определенные регламенты (протоколы) проведения официальных приемов с участием зарубежных официальных лиц. Это всё принято и государственному уложению подчинено. Но надо, чтобы это происходило в другое время, не совпадающее со вторым банкетом. Так этичнее, по-моему. А основным надо считать всё же банкет для омской элиты в хорошем смысле этого слова. Тогда губернатор может присутствовать на том и другом мероприятии. И всё нормально.

Евгений Рабинович,
председатель совета областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит»:
– Никаких банкетов ни на 40 человек, ни на 150 устраивать не надо. Эта инициатива чиновников резко отрицательно будет оценена избирателями. Появятся люди, которые начнут «скорбеть о благополучии ближнего». В обществе начнутся негативные процессы по определению особо уважаемых, просто уважаемых и малоуважаемых людей, которые ни к чему хорошему не приведут. Считаю, что достаточно возродить традицию вечернего катания на теплоходе, где будут все известные омичи. На мой взгляд, это будет гораздо демократичнее и дешевле.

Александр Цимбалист,
председатель Горсовета третьего созыва:
– Очевидно, гостями приема мэра на 40 человек станут высшие должностные лица региона и Омска, представители федеральных структур и иностранные гости. Этот банкет допустимо провести за счет бюджетных средств. Банкет на 150 человек будет организован для почетных граждан, руководителей муниципальных структур, депутатов ЗС и Горсовета, общественных организаций, бизнеса и т. д. Этот банкет лучше организовать на внебюджетные средства. При экс-губернаторе Полежаеве меня на закрытые вечеринки не приглашали, а на тех приемах, куда я был приглашен, Полежаев присутствовал сам и праздновал вместе со всеми. На городских подобных мероприятиях при мэре Белове всё было демократично, и деньги из бюджета на это старались не тратить. При ­Шрейдере на подобных мероприятиях появились заорганизованность и чванство.

Яков Вагнер,
генеральный директор ООО «Стройсервис»:
– Полмиллиона рублей не такая уж большая сумма: по три тысячи на ­человека. Это нормальная практика – делать несколько банкетов, потому что, как и на любом торжестве, один зал не сможет вместить всех желающих политиков и гостей города. Вот у меня скоро юбилей, и мне это всё понятно: не знаю, как разместить всех гостей и кого пригласить, чтобы никто не обиделся.

Сергей Сусликов,
президент ИД «ТРИЭС»:
– Мне это напоминает «номенклатурные штучки» времен генсека ­Брежнева. Как-то мой первый начальник, замредактора газеты, подзывает меня и восторженно с придыханием: «Сергей ­Сергеевич, прикинь, меня во второй список внесли!» Где-нибудь в комнатке обкомовского подвала или в конторе райпотребсоюза сидела какая-нибудь ­Марья Ивановна, которая и отоваривала людей из первого, второго, третьего или четвертого списков ДЕФИЦИТОМ: книгами, дубленками, норковыми шапками и т.д. и т.п. Ну а в первом списке – партийная суперэлита и те немногие, кого лично вписывал туда первый секретарь обкома. Честно говоря, мне стыдно за нашего губернатора и тех, кто придумал эти «два зала». Один из которых, видимо, для людей «первого» сорта.

Иван Жуков,
политолог:
– Мне кажется, не совсем корректно сравнивать нынешние планы мэрии с прошлыми традициями губернатора – всё-таки разные уровни власти и разные поводы. Думаю, ничего страшного в таком разделении нет. В день рождения именинник иногда устраивает отдельные столы и мероприятия для родных и друзей, здесь примерно то же самое. Слишком разная публика ­собирается на праздник, и тематика бесед с общественниками и федеральными министрами у организаторов праздника, конечно, будет отличаться. В то же время из соображений такта мэрии стоит организовать одинаковые застолья, чтобы не возникло неловких ситуаций из-за вопиющей разницы в угощениях для «простых людей» и «высоких гостей». Это, действительно, будет выглядеть некрасиво.

Владимир Разумов,
заведующий кафедрой философии ОмГУ:
– По моему личному мнению, никаких элит в новейшей истории России не сформировалось. А вот советская номенклатура никуда не делась: она процветает, что и показывает данная ситуация. Кстати, о каком гражданском обществе мы можем говорить, если у нас все это осталось? Ну, а о том, кто окажется в зале на 40 и на 150 мест, судить не мне, да мне как-то и неинтересно. Я в дни празднования трехсотлетия буду далеко от Омска: отправлюсь в горный поход. А вообще, город действительно в таком состоянии, что нам в его юбилей, кроме банкета, показать нечего. Даже неловко как-то за наших чиновников.

Олег Денисенко,
депутат Государственной Думы:
– Я не считаю, что нужно цепляться за эти цифры – ну, проведут на достойном уровне банкет, ничего плохого в этом не вижу. Не считаю, что банкет дорогой – такова праздничная традиция, каждый хочет удивить гостей разнообразием блюд на столе. Вероятно, в одном зале просто невозможно уместить всех гостей, поэтому их разделят на две группы. Меня куда больше волнует другое: а что мы сможем еще показать, кроме фейерверка, банкета и музыкальной программы? Что увидят простые граждане? ­Фёдоровку? ­Метро? Разваленные дороги? А если дождь пойдет в этот день, представляете, во что превратятся улицы? Мы ведь не сможем это скрыть от глаз гостей.

Наталия Сушко,
креативный директор ТК «Сушко, Киселёва и Партнёры»:
– Казалось бы, уместно укоризненно вздохнуть и посетовать, но нет. Траты более чем адекватны и обоснованны. Я как экс-математик подсчитала: 2600 рублей на человека – вполне приемлемая сумма, при том, что в любом ресторане уровня «средний плюс» она давно перешагнула порог 3500 рублей. Что касаемо разделений групп людей – я свой день рождения лет с семи и до сих пор праздную несколько раз за день, потому что моей семье, ребятам со двора, друзьям из лагеря для умных детей и партнерам по бизнесу вряд ли будет комфортно за одним столом. Слишком разные пласты жизни и ­интересы.

Юрий Чащин,
владелец магазинов и кофейни под ТМ «Сибирский провиант»:
– Банкет на 40 и 150 персон? Это даже как-то ущербненько. Я думал, будет банкет на 500-700 человек. И сумма, которую выделила мэрия на организацию, – далеко не запредельная, свадьба на 200 персон куда дороже обойдется. Что касается разделения на два зала, то я ничего плохого в этом не вижу. Полагаю, что зал на 40 персон рассчитан на чиновников высокого уровня. И правильно: вряд ли бизнесмену будет интересно сидеть за одним столом с губернатором Краснодарского края. Не проводить праздник тоже было бы абсурдно – все-таки у нас сейчас не война, не эпидемия чумы.

«Бизнес-курс» №15 от 27.04.2016г.