Произведение входящего в школьную программу Юрия Олеши «Три толстяка» на днях презентовал в качестве премьеры Омский ТЮЗ. У нашего ресурса возник ряд вопросов по этому поводу.
Для чего все-таки делается спектакль в государственном театре для детей и молодежи по литпроизведению, изучаемому в школе? Судя по экспресс-опросу родителей школьников, который провел БК55, чтобы помочь в изучении литературы учащимся.
К сожалению, в вотчине художественного руководителя тюзовцев Владимира Золотаря решили подать роман-сказку советского классика в инсценировке современного драматурга Ярославы Пулинович. Видимо, поэтому герои Олеши столь неузнаваемы в спектакле омских тюзовцев. Очарование языка писателя, литературный стиль которого многие ценили высоко, ушло. Персонажи пьесы говорят языком сухих пресс-релизов.
Омский ТЮЗ пошел своей дорогой. Она учреждению Мельпомены, возглавляемому Золотарем, отчего-то кажется верной. Театр вместо того, чтобы прививать современным школьникам любовь к литературе, пытается навязать свое представление о ней. Видимо, чтобы окончательно выбить из рук учащихся книги.
Изменила постановщик спектакля Полина Стружкова некоторым образом и фабулу произведения. В результате для тех, кто все-таки читал первоисточник, увиденное сильно отличается от того, что написал Олеша. Не ясно, зачем надо было звать на одну из главных ролей, наследника Тутти, актера из Омского академического театра Драмы Игоря Костина.
В ТЮЗе не работают над пополнением собственной труппы или роль была столь сложна, что никто из собственных артистов сыграть ее не смог бы?! Во втором составе этот персонаж воплощает на сцене тюзовец Дмитрий Керн. Думается, надо было на этом артисте и сосредоточиться г-же Стружковой. Ничего сверхъестественного ее режиссерский талант для решения этой роли актеру не предложил. Так нужны ли были «варяги»?
Очень банально решены цирковые сцены.
Хотя, казалось бы, эстетика цирка должна как раз быть наиболее яркой и привлекающей внимание. Но у Стружковой все почему-то не так.
Если она хотела ввести зрителя в тему уличного балагана, то почему не начала представление прямо в фойе?! Это было бы более чем оправданно. Да и на самой сцене ее верхняя часть совершенно не задействована в цирковой тематике. В бывшем для Золотаря «ТОП-театре» даже в мало приспособленном для театрального действа конференц-зале санатория «Рассвет» моменты, связанные с цирком, делают намного интереснее, занимая все сценическое пространство.
Не понятно, и почему который уже спектакль в Омском ТЮЗе задействуют композитора Ольгу Шайдуллину. Девушка она, несомненно, яркая и талантливая, но ничего такого, что бы отличало ее от других, она в данном спектакле не предлагает. Так стоило ли звать иногороднюю Шайдуллину? Или местные тюзовцы предпочитают работать только неким закрытым клубом, в который входят исключительно «свои» режиссеры и члены постановочной группы?!
Последний и, пожалуй, главный вопрос: можно ли считать «Три толстяка» Пулинович в Омском ТЮЗе детским спектаклем?! Пожалуй, нет. Вряд ли он детский, хоть и режиссер, поставившая этот спектакль, позиционирует себя почему-то как автор работ исключительно для детей. В данном случае у Стружковой это довольно абстрактные дети.
Виталий Маевский
Фото: Максим Самылкин