Омская школа парусного спорта, давшая стране одного из всего лишь пяти олимпийских чемпионов за всю национальную историю, может вскоре потерять одно из своих основных звеньев – яхт-клуб, сформированный вокруг легендарной яхты «Сибирь», впервые в мире совершившей одиночную трансарктическую кругосветку.
Речь идет о БУ ОО «Центр парусного спорта» на Зеленом острове, больше известном как «Омский губернаторский яхт-клуб». Прежнего своего названия он лишился вскоре после смены губернатора, а уже в текущем, 2016 году Центр лишился неожиданно и финансирования. Причем речь идет не о каком-то секвестре, урезании бюджета ЦПС – денег на его содержание, похоже, не было заложено вообще. Около трех десятков работников в итоге весь январь просидели без зарплаты, после чего, скооперировавшись с родителями занимавшихся в центре детей (в зависимости от сезона – это до полутора сотен мальчишек и девчонок), начали писать во все инстанции вплоть до Президента России. Копия их письма попала и в редакцию «Бизнес-курса». В нем обращается внимание, что было срезано и без того уже ранее «оптимизированное» вместе с численностью персонала финансирование. Зарплата сотрудников в среднем не дотягивала и до 10 тысяч рублей, затраты на Центр в целом – порядка 7-8 миллионов в год (это намного меньше, чем, например, областные и городские власти потратили в год на собственный пиар всего на одном частном СМИ).
Насколько стало известно «БК», чтобы соблюсти закон, минспорта планирует перекинуть спортсменов-инструкторов в штат другого БУ ОО с похожей аббревиатурой, но куда более щедрым финансированием – «Омского областного центра спортивной подготовки» (ЦСП), к которому ЦПС формально присоединят. Всю же материальную базу яхт-клуба вместе с занимаемым земельным участком (а это большой лакомый кусочек – в общей сложности около 8 га в зеленой зоне, в самом центре Омска) будто бы планируется передать некоему, еще несуществующему некоммерческому партнерству, якобы, для улучшения условий отдыха и развлечения рядовых омичей на «Зеленом острове».
Как бы то ни было, эти планы, если они существуют, пока, похоже, еще не были никем утверждены и обнародованы. Временно решить проблему удалось директору учреждения, капитану «Сибири» Сергею Щербакову, который в экстренном порядке все-таки смог (уже в начале февраля) добыть финансирование на первый квартал. Корреспонденты «БК» узнали у известного яхтсмена, чего он ожидает после 1 апреля.
– Сергей Борисович, скажите, когда вы узнали о прекращении финансирования?
– Окончательное решение до нас довели перед самым Новым годом, 30 декабря.
– И что, раньше не было никаких предпосылок, сигналов?
– По большому счету – нет. Мы планомерно развивались, у нас давно разработана концепция развития парусного и в целом водных видов спорта в регионе, с которой, кстати, уже был ознакомлен и губернатор Омской области – и Виктору Ивановичу она тогда понравилась, он её одобрил. Мы уже приступили к реконструкции основного здания Центра, в прошлом году запустили на Зеленом острове трассу для вейкбординга (новый вид воднолыжного спорта, который уже был олимпийским и после 2020-го планируется его возвращение в программу Олимпиад) – и, кстати, один из наших спортсменов уже выиграл бронзу чемпионата России и включён в состав национальной сборной. На этот год в планах было официальное открытие ещё одного вида спорта — гребля на байдарках и каноэ, мы бы по нему встроились в единую цепочку с СДЮСШОР №3. Неофициально байдарочники с нами более 10 лет, мы помогаем друг другу, все же «водники».
– Вы сказали – по большому счету не было. А по малому?
– Ну, возможно, тревожными звоночками можно было посчитать определенное взаимное недопонимание с региональным министерством спорта в вопросе присвоения почетных званий трём нашим работникам, да вердикт балансовой комиссии минспорта о нашей, якобы, неэффективности.
– Комиссия выдвигала какие-то претензии, доводы, выкладки?
– По закону комиссия вообще могла признать нашу деятельность только удовлетворительной или неудовлетворительной. Видимо, комиссия посчитала, что мы, не являясь учреждением дополнительного образования («Омский губернаторский яхт-клуб», по сути, был им до переименования), слишком много занимаемся с детьми, уделяя мало внимания «профильному» спорту высших достижений. Но, во-первых, где брать спортсменов-парусников для доведения до «высшего спортивного мастерства», если кроме нас никто в регионе не проводит первичного обучения детей хождению под парусами? Могут сказать, что в городском Дворце творчества есть кружок дополнительного образования, который набирает 30-40 ребятишек для обучения яхтингу, так это опять наши два тренера, Вакарин Владимир и Корнешов Александр, работают там на полставки, и у нас отличное взаимодействие с Дворцом, по сути это единая команда. И в целом я считаю, что с детьми заниматься такими вещами нужно, это не просто физкультура, не просто пропаганда здорового образа жизни, но и воспитание, в том числе и патриотическое, подготовка к службе на флоте, где, напомню, Омск даже имеет свою именную атомную подводную лодку. Да и по профильной деятельности наши достижения не исчерпываются упомянутой бронзой Антона Штрауба: при утвержденном плане на 2015 год в 13 призовых мест на официальных соревнованиях мы завоевали 24 места, всего за год спортсменам Центра было присвоено 3 звания кандидата в мастера спорта и 2 - мастера спорта России по парусному спорту.
– Званиями КМС и МС на фоне олимпийского золота омских боксеров и «художниц» трудно, наверное, удивить. А в кризис, соответственно, трудно и получить финансирование на вид спорта, считающийся элитным, не массовым, да еще и в далекой от морей степной области. Вы не пытались искать внебюджетные источники финансирования, привлекать тех же бизнесменов, среди которых яхтинг во всем мире высоко котируется?
– Напомню, одним из всего лишь пяти за всю историю России и СССР олимпийских чемпионов является Александр Алексеевич Музыченко из степной Омской области.
Что же касается привлечения стороннего финансирования – работу над этим мы начали еще задолго до нынешнего экономического кризиса. Еще в марте 2014 года заместителю председателя облправительства Вячеславу Юрьевичу Синюгину было направлено предложение от серьезного инвестора.
– Назвать его можно?
– Вообще он не любит излишнего шума, какой-либо пиар его не интересует. А так, конечно, это не секретная информация – это директор и совладелец серьезной, работающей по всей России компании, связанной с производством катализаторов. В облправительстве его фамилия известна. Но в данном случае он, в первую очередь, яхтсмен с 30-летним стажем. И совместно с нами он собирался (и все еще собирается) открыть не какое-нибудь чисто коммерческое или увеселительное заведение, а частную парусную школу – уже для взрослых. Суммарно планировал вложить около 50 миллионов рублей в коренную реконструкцию существующего спортсооружения ЦПС и надстройку мансардного этажа, часть которого бы в итоге и заняла его школа.
– За чем же дело стало?
– Сначала просто не было необходимой законодательной базы – дело относительно новое. Именно с нашей подачи пошла её разработка. В итоге 15 сентября 2015 года было принято Постановление правительства Омской области №256-п «Об утверждении Положения о вовлечении в инвестиционный процесс объектов, находящихся в собственности Омской области и не относящихся в соответствии с областным законодательством к инвестиционным площадкам». На основании этого нормативного акта Минимущества сформировало Перечень объектов, подлежащих вовлечению в инвестиционный процесс. 16 ноября в него было включено БУ ОО «Центр парусного спорта» - пока первое и единственное учреждение Омской области в этом Перечне. После этого мы, в соответствии с Положением, подали заявление в Минспорта на разработку инвестиционных условий и проекта договора об инвестиционной деятельности. То есть мы, наконец-то, на практике подошли к реализации принципов частно-государственного партнерства в сфере физкультуры и спорта. Отмечу, это не мой вывод, а слова Дмитрия Оганесовича Крикорьянца, первого замминистра, главы балансовой комиссии Минспорта, его доклад на Коллегии министерства 18 декабря 2015 года.
Но теперь, если ЦПС фактически ликвидируют через присоединение, никаких инвестиций, понятно, не будет. Как, понятно, не будет и занятий с детьми. Нам говорят, что детей обучат парусному спорту в кружке при Дворце творчества, но у Дворца нет своей водной станции, и он использует нашу материальную базу. Причём безвозмездно на протяжении 14 лет, а мы, (также безвозмездно) всё это время используем детский флот Дворца, который остался у него ещё с прошлого века, он хранится у нас в яхт-клубе, и мы его постоянно ремонтируем.
Директор Дворца творчества, Разумова Нина Павловна в беседе со мной заявила, что в случае изъятия имущества яхт-клуба ей придётся закрывать кружок с парусным направлением. Она также высказала мнение, что в случае перевода ЦПС из бюджетного в автономное учреждение мы тоже не выживем. Занятия с детьми обязательно требуют материальной поддержки государства, это большая социально значимая задача. Если уж мы так не любы Минспорта, то при наличии возможности надо переходить в сферу образования. Там в значительной степени востребован потенциал Омской парусной школы.
– То есть план реорганизации ЦПС реально существует и вашу базу действительно планируют отдать какому-то НП? Может, дело не в кризисе, а в том, что кому-то приглянулись 8 га земли «Зеленого острова»?
– Пока Общественный совет при Минспорта эту идею не одобрил, сочтя непроработанной. Касательно версии с землей – инициатива, напомню, исходит от Минспорта. Константин Олегович Подбельский пока еще немного проработал в должности министра, но по прежней работе – как организатор Сибирского международного марафона – зарекомендовал себя как профессионал, у меня нет оснований усомниться в его порядочности, заподозрить его в чем-то подобном. Хочется верить, что мы с ним все-таки найдем приемлемый выход.
– Ваши работники и родители ваших воспитанников, как мы слышали, уже Владимиру Владимировичу Путину пожаловались. Если действительно до него дойдет, выход найти придется.
– Из Администрации Президента письмо перенаправлено для реагирования в министерство спорта РФ. Но, полагаю, мы и сами здесь, на местном уровне, разберемся. Тем более сейчас, когда к делу подключились депутаты Законодательного Собрания, а также депутат Госдумы Виктор Филиппович Шрейдер и заместитель председателя областного правительства Татьяна Анатольевна Вижевитова. Надеюсь, Омская парусная школа продолжит развиваться, а наша лесостепь в будущем даст Родине еще не одного олимпийского чемпиона.
Олег Ледянский, Наталья Николаева
Полная версия материала, размещенного в журнале «Бизнес-курс» №9 от 16.03.2016г.