Обратимся вновь к теме, которую я раскрывал в предыдущих пяти статьях на БК55, посвященных ЖКХ, где анализировал схемы законного мошенничества по оплате тепловой энергии от АО «ОмскРТС», перед которым потребитель оказался бессильным.
Более года старательно изучал российское законодательство, постановления Правительства РФ и местные указы, участвовал в судебных заседаниях разных уровней, встречался с представителями региональной власти, обсуждал тему с юристами и депутатами, писал и посылал законодательные поправки в Государственную Думу, участвовал в митингах по ЖКХ – надеясь разобраться в этой сложной проблеме. Постепенно количество превратилась в негативное качество – сложность проблемы ЖКХ в её преднамеренной мошеннической запутанности. Доступное понятие необходимо замутить так, чтобы оно казалось если и решаемым профессионалами, то неоднозначно и, конечно, с вынужденными потерями со стороны потребителя.
Представим модель простых взаимоотношений собственника по оплате, потреблённой для обогрева помещений тепловой энергии, и её поставщика, руководителем департамента продаж тепловой энергии «Теплоэнергосбыт» АО «Омск РТС» которого является Олег Михайлович Хилько. «Теплоэнергосбыт» является посредником-продавцом между производителем тепловой энергии и её потребителями. Присутствует ещё один участник подачи тепла – это городская трубопроводная система передачи тепловой энергии. Какое отношение к ней имеет «Теплоэнергосбыт», мне неизвестно, вероятно, только через налоги от прибыли с продаж тепловой энергии, для учёта которой необходимы соответствующие приборы. Кто и как отвечает за состояние трубопроводной системы – для нашего анализа продаж несущественно, опускаем.
Рассмотрим несколько вариантов оплаты потреблённой тепловой энергии.
1. В многоквартирном доме отсутствуют общедомовой и индивидуальные приборы учёта использования тепловой энергии.
Оплата производится по тарифу, утверждённому по представлению тепловой компанией, руководителем города, помноженному на площадь отапливаемого помещения. Чтобы не усложнять наш анализ, размер применяемого тарифа мы изучать не будем, хотя это большой и важный вопрос.
2. В многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ) тепловой энергии, но в помещениях отсутствуют индивидуальные приборы учёта (ИПУ).
Вариант разбивается на два подварианта:
А. Оплата начисляется по объёму потреблённой тепловой энергии за истекший месяц. В летний период, когда тепло в дом не подаётся, оплата не производится. В холодный период года она, естественно, возрастает.
Б. Оплата начисляется равномерно по постоянному среднему тарифу в течение всего года, который вычисляется по объёму потребления тепловой энергии за прошлый год. Этот хитрый ход, придуманный якобы как реакция на обращение граждан, заявлявших о затруднениях оплаты больших сумм в зимний период, фактически вносит некоторую замутнённость в прозрачность оплаты, увеличивает возможности финансовых махинаций. В январе следующего года проводится обязательный перерасчёт оплаты, так как стоимость оказания услуги может измениться по независимым от поставщика обстоятельствам.
3. В многоквартирном доме отсутствует ОДПУ, но во всех помещениях установлены ИПУ.
Оплата проводится собственниками по показаниям ИПУ. Сложность возникает при определении объёма общедомовых нужд (ОДН), так как неизвестен общий объём поданной энергии. Хотя сомнительно, что поставщик не владеет сведениями об объёме отпущенной энергии для конкретного дома.
4. В многоквартирном доме установлен ОДПУ, во всех помещениях установлены ИПУ.
Собственники обязаны своевременно представить поставщику показания ИПУ. Разность общей энергии и суммы показаний ИПУ даёт значение ОДН. Формула определения ОДН на отдельного собственника доступна для понимания и использования.
5. В многоквартирном доме установлен ОДПУ, но не во всех помещениях установлены ИПУ.
ОДПУ показывает, сколько энергии подано в дом. Разность значений общедомовой энергии и суммы показаний поквартирных ИПУ есть расход тепла на остальные помещения. Возникает некоторая сложность учёта ОДН, которая устраняется утверждённым коэффициентом ОДН на площадь помещения собственника.
Преимущества оплаты фактически потреблённой энергии с использованием ИПУ будут способствовать увеличению желания остальных собственников устанавливать их в своих помещениях, и вариант 5 со временем исчезает.
Варианты исчерпаны. Некоторые затруднения возникают с расчётом оплаты собственником ОДН, и вряд ли поставщик не использует их, чтобы не замутить понятную систему оплаты для получения дохода за не оказанный объём услуги. Да и только ли с расчётом ОДН! На ОДН много не заработаешь. А если хочется, то нужно сделать так, чтобы сорвать, да побольше.
Первым шагом усложнения простого является необходимость убедить собственника, что оплата услуги подачи тепловой энергии сложнее, чем оплата услуги подачи газа, электроэнергии и воды. Хотя махинаторы и не пытаются нас в этом убеждать, они просто выделяют в статье №23 закона РФ №261 от 23.11.2011 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» подпункт б) для отопления, тем самым подчёркивая её особенность.
А дальше запущен маховик постановлений правительства РФ, законов, правил эксплуатации оборудования, отчётов, указов губернаторов и т.д., чтобы погуще замутить. Ну кто из жуликов будет обращать внимание на такую мелочь, как указание законодательства РФ на оплату услуги по её фактическому объёму? Где ещё вас будут принуждать не оплачивать стоимость покупки, а передать желаемую для продавца завышенную сумму. В ЖКХ это возможно. От собственника, используя законодательную прессовку, за тепловую энергию требуют оплату, в разы превышающую по факту, обещая по окончании года переплату вернуть. Ждите! Так недавно СМИ сообщили, что Олег Хилько подтвердил размер переплаты за отопление в 2015 году в 144 миллиона рублей. Сумма немалая, но, полагаю, явно занижена, поди проверь.
Далее в действие вступает вторая часть обмана – как использовать пролоббированное законодательство, чтобы деньги не возвращать. Для этого необходимо обставить процедуру перерасчёта условиями, которые позволят мошеннику отказать в его проведении. Собственник об этих уловках, конечно, не догадывается, но незнание закона не освобождает от наказания. Вот несколько из них.
1. В многоквартирном доме должен быть установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии, опломбированный поставщиком, правильность работы которого должно регулироваться плановыми поверками.
Всё правильно. Но если управляющая компания или нерадивый исполнитель ТСЖ «случайно» или в сговоре с поставщиком сорвёт пломбу, не проведёт вовремя поверку прибора учёта, то прибор признаётся неисправным и перерасчёт «законно» не производится. Собственники помещений не догадываются, что, уходя на работу, они ежедневно должны убеждаться в наличии пломбы на ОДПУ и контролировать проведение поверки. Извините, сами виноваты, незнание закона…
2. Если в доме установлен бойлер для производства горячей воды, то в тепловом узле должно быть установлено два ОДПУ – один на вход в тепловую систему дома, другой на одной из ветвей: отопление или нагрев воды бойлером. Об этом поставщик умалчивает. Что ему помешает при организованной системе бесконтрольности «случайно» дважды использовать входные показания прибора: на обогрев помещений и на нагрев воды?
3. Законодательно установлено, что до 24 числа каждого месяца потребитель обязан самостоятельно подать поставщику справки о количестве использованной тепловой энергии, которые проверялись и заверялись сотрудником тепловой компании. Управляющая компания передаёт сведения ОДПУ, а собственник – ИПУ.
Если собственник не подал в срок справку, то ему отказывают в перерасчёте. Но если справку не подала управляющая домом компания или сотрудник ТСЖ, то в перерасчёте отказывают всему дому. Вот как! Причём нарушитель, который своим действием или бездействием привел собственника к существенным финансовым потерям, перед ним не отвечает. Извините…
В нашем доме УК ЖКО «Полёт» в 2013 году с июня перестала предоставлять поставщику справки по ОДПУ, конечно, не предупредив об этом собственников. В перерасчёте дому было отказано. «Полёт», не передав собственникам документацию теплового узла, нарушив пломбирование ОДПУ и не проведя плановую поверку «улетел» из дома, создав условия для отказа в перерасчёте 2014 года.
4. Омскому «Теплоэнергосбыту» понравилась идея получать оплату равномерно в течение всего года по городскому тарифу. То, что суммы, выставляемые в квитанциях, отличались от оплаты фактического потребления энергии в 4-5 раз, тепловиков не смущало. Если же собственник производил оплату по фактическому использованию энергии, которую он рассчитывал по показаниям ИПУ, то он рисковал быть привлечённым к судебному разбирательству по искам «Теплоэнергосбыта». Суды всегда принимали решения в пользу тепловой компании.
5. Но предположим, что всё срослось: все справки предоставлены, оплаты проведены, пломбы на месте. В конце месяца собственники получают квитанции перерасчёта. Первое, что бросается в глаза, это огромная сумма переплаты. В моей квитанции за 2015 год она равна 22 000 рублей. Но внимательное изучение квитанции показывает, что мошенники и здесь не могут отказаться от жульничества. В квитанции представлена таблица, которая, по мнению тепловиков, должна убедить собственника в правильности проведённых расчётов. В таблице три строки чисел. Первая показывает суммы, которые тепловики в течение года каждый месяц выставляли в квитанциях для оплаты. Вторая строка показывала, по мнению тепловиков, фактическое ежемесячное потребление тепла, которое отличалось от начислений в квитанциях – в зимние месяцы они становились больше, весной и осенью меньше, а летом ставится прочерк. Третья строка – помесячная разность этих чисел, которая получала соответственно знаки минус или плюс. В итоге сумма переплаты в 22 000 рублей.
Казалось бы, истина восторжествовала. Но не тут-то было. Численные значения второй строки (оплата по факту потребления) взяты с какого-то таинственного потолка и не имеют никакого отношения к данным по вашим справкам ИПУ. Более того, даже в мае, когда отопление уже отключено, включена немалая оплата якобы фактического потреблённого тепла. Своя рука владыка, что хочу – то и пишу.
6. Но и это не всё. Никакого возврата денег при переплате не будет. Более двадцати тысяч с одной квартиры. Если же в многоквартирном доме пусть четвёртая часть собственников проводит оплату по ИПУ, то переплата возрастёт до миллиона рублей. Такие деньги не возвращаются. Вам сообщат, что они пойдут в счёт будущих оплат. Если средняя сумма оплаты в нашем доме по показаниям ИПУ составляет 4-5 тысяч рублей в год, то несложно подсчитать, сколько же лет за тепловую энергию не нужно платить. А выжатую из собственников переплату (144 миллиона) можно положить на депозит под 10-12 процентов, от которых за год ещё миллионов двадцать набежит.
7. Поэтому мошенники ждут реакцию населения на этот грабёж, готовя напоследок ещё один приёмчик. Оказывается, их законодательство требует: чтобы собственник получил право платить по показаниям ИПУ, эти приборы должны быть установлены во всех помещениях дома. Если же хоть одно помещение не оборудовано ИПУ, то все будут платить по городскому тарифу и без последующего перерасчёта. Снимайте свои ИПУ и несите их на свалку.
Это венец бесстыдства мошенников. Каждый собственник отвечает за состояние своей квартиры и так называемых мест общего пользования. Но он не имеет права требовать от соседа, чтобы тот устанавливал приборы учёта, в которых не нуждается. Жуликам всех уровней плевать на Конституцию страны, её кодексы и законы.
При обращении граждан в «Теплоэнергосбыт» включается механизм проволочек:
- заявления не принимать;
- сроки ответов нарушать;
- ответы с разъяснениями на поставленные вопросы не давать;
- от назойливых отбиваться классическими отписками.
Можно ли ещё к написанному что-то добавить? Конечно, можно. Но тревожит возникшее состояние беспомощности. Почему-то вспомнилось, что один в поле не воин. Мои статьи прочитаны тысячами пользователей интернета, дано более сотни отзывов. Но ничего не меняется. Снова идти в суды? Доверия к ним почти не осталось. Приставы по решениям суда аккуратно снимают деньги с нищих пенсий в пользу «законных» жуликов. Прокуратура и Федеральная антимонопольная службы никаких нарушений в деятельности «Теплоэнергосбыта» не видят. Президенту РФ писать? Или убеждать Премьера в необходимости изменения лоббированных постановлений по ЖКХ?
Социальное напряжение в стране нарастает с каждым днём, чему особенно способствует коррупция всех уровней. О нарушениях в ЖКХ заявляют и правящие, и оппозиционные партии, но ни к одной из них нет доверия. Всё же остаётся надежда, что кто-то задумается о своей позиции в жизни. Усложнение простого выгодно только жуликам. Без создания комиссий, в состав которых войдут активные представители общественности, проблемы ЖКХ будут периодически вскрываться, но не решаться.