Тольятти. Пивной ларек «Золотая пена» на улице Ленина – печальное место. Люди, потерявшие работу на «АвтоВАЗе», крупнейшем российском автопроизводителе, приходят сюда топить тоску. Но на прошлой неделе настроение в этом промозглом закутке улучшилось: долетела новость, что иностранный глава «АвтоВАЗа» тоже был уволен.
Бу Андерссон, бывший шведский офицер и один из руководителей General Motors, покинет компанию, по заявлению представителей альянса Renault Nissan, контролирующего «АвтоВАЗ», и другого акционера – российского государственного холдинга «Ростех».
На фоне того, как рецессия ощущается все сильнее и антизападные настроения усиливаются, судьба Андерссона иллюстрирует изменение промышленной политики в России. Правительство, которое когда-то поддерживало иностранное руководство в модернизации отстающих компаний в противовес заинтересованным кругам, утратило интерес к проведению болезненных реформ.
С тех пор как Андерссон взял на себя руководство в ноябре 2013 года, на «АвтоВАЗе» было уволено более 20 тыс. сотрудников. Однако инсайдеры автомобильной промышленности и жители Тольятти утверждают, что именно решимость Андерссона очистить коррумпированную и неэффективную цепочку поставок привела к его увольнению.
«Проблема «АвтоВАЗа» заключается не столько в наследии социализма, сколько в укоренившихся криминальных структурах, – говорит руководитель иностранной автомобильной компании, который имел дело с «АвтоВАЗом». – С советских времен все, от продажи заводу деталей до дистрибуции автомобилей, было лакомым куском, доступ к которому имели некоторые люди, с которыми лучше не связываться».
Однако Андерссон принял вызов, судя по его неоднократным конфликтам с поставщиками, устраивавшими ему фактический бойкот.
Компания «Ростех» пыталась договориться о передаче контрольного пакета одного из поставщиков, своей дочерней компании «Объединенные автомобильные технологии», «АвтоВАЗу», но сделка провалилась. Это настроило главу «Ростеха» и старого друга президента Путина Сергея Чемезова против Андерссона.
Ссылаясь на риски для социальной стабильности, сторонники поставщиков и автодилеров, которые понесли убытки при Андерссоне, убедили правительство отказаться от поддержки генерального директора.
Иван, 37-летний сварщик, уволенный с «АвтоВАЗа» в 2009 году, говорит: «Если бы он пришел сюда в 1990 годах и пытался делать то, что он сделал сейчас, мы бы его повесили на дереве».
Катрин Хилле, Питер Кэмпбелл