Из примерно 2400 значащихся в официальной схеме нестационарных объектов, по некоторым данным, сейчас перезаключены договоры аренды только по 40% точек.

Одним из финальных аккордов прошедшего года стал крик души омских коммерсантов, опубликованный 30 декабря в открытом письме от лица Омского областного Союза предпринимателей. Речь в нем, напомним, шла о том, что на тот момент только 10% владельцев так называемых нестационарных торговых объектов (ларьки, павильоны, контейнеры) смогли перезаключить договоры аренды, хотя чиновники, автоматом расторгшие с 1 августа все действовавшие на тот момент договоры, предписывали заключить новые в течение 90 дней (то есть, по идее, уже к ноябрю). За прошедший месяц ситуация, по данным наших источников, изменилась не особо – перезаключены договоры только по 40% точек. Причем ситуация сильно разнится по округам – в Кировском, например, процент повыше, тогда как в Центральном, как говорят сами «ларечники», перезаключенных договоров на руках вообще ни у кого нет (хотя в самой администрации округа утверждают, что заключены уже 200 из 500 договоров). Чиновники ЦАО, говорят, таким образом заботятся о чистоте так называемого гостевого маршрута для предстоящего празднования 300-летия (так юбилей, на который не хватает денег, мешает эти самые деньги собирать).

Одна из вероятных причин сложившейся ситуации обозначалась в письме – скажем так, неоднозначность постановления администрации Омска №1812п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска». Часть его норм, по мнению предпринимателей, противоречит букве и духу даже федеральных законов, часть же прописана весьма неконкретно, оставляя простор для толкования со стороны конкретных чиновников, что чревато их произволом и коррупцией.

Другой фактор – персональный. Не так давно участники рынка связывали надежды на улучшение ситуации с назначением главой департамента имущественных отношений Елены Бреер, которая к тому же была дополнительно «мотивирована» на подвижки по этому вопросу после жалобы в прокуратуру. Однако г-жа Бреер, как известно, мэрию скоропостижно покинула. Во главе депимущества стоит врио директора Валерий Поморгайло, главная забота которого сейчас – отбиться от обвинений по уголовному делу на него. Вице-мэру Инне Парыгиной сейчас не до этого – на неё и без того много понавешали.

В результате отсутствие курирующего и контролирующего центра выхолостило всю затею с передачей функций и полномочий по НТО в округа. Там, напомним, были выделены рабочие места, набраны и вроде бы обучены сотрудники, в результате чего, говорят, по сравнению с прежней структурой ДИО общая численность персонала на этом направлении выросла в четыре раза.

По новой схеме эти специалисты на местах должны были заключать новые договоры и собирать деньги уже как бы в казну своего округа. Департаменту же осталась функция сноса незаконных объектов – для этих целей ему, напомним, недавно снова спецтехнику закупили на 10 миллионов (будет ли он ей активно пользоваться – большой вопрос, ведь материальной заинтересованности у ДИО теперь нет).

Но пока ни те, ни другие что-то особо не стараются. Из-за незаключенных договоров, по оценкам участников рынка, городская казна не получает от 40 до 70 миллионов рублей. То есть расходная часть все увеличивается (выросший штат, упомянутое оборудование), а доходная при этом отсутствует. Город остается без платежей «ларечников», а сами они остаются в «подвешенном состоянии», в полной зависимости от воли каких-то конкретных клерков.

В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.