Спектакль «Централ Парк Вест» по пьесе Вуди Аллена в Омском ТЮЗе. Режиссер – художественный руководитель театра Владимир Золотарь.
Художественный руководитель театра с достоинством заявил в интернете, что герои спектакля «Централ Парк Вест» являются «настоящими романтиками», эти два слова подтвердила пресс-служба омского министерства культуры еще до сдачи спектакля, как эхо повторяют их все многочисленные информаторы, видевшие и не видевшие спектакль. Последнее не имеет значения, т.к. все находятся под гипнозом того первого, который заявил о том, что Вуди Аллен есть величайший драматург, режиссер, артист, моралист и прочее. Итак, попробуем убедиться в том, что Вуди Аллен и его поклонник из Омского ТЮЗа Владимир Золотарь явились миру, возможно, последними «настоящими романтиками», последними из могикан. Может быть, впору выразить свои восторги? Ведь вместе с исчезнувшим СССР, казалось, исчезли и последние комсомольские представители романтики, символом которых были песни Александры Пахмутовой. Неужели она, романтика, вернулась к нам, причем из самой агрессивной, лживой и бесчеловечной страны – США, служительницы дьявола? Поторопимся же в ТЮЗ и попробуем разделить радость с его создателями, но для этого надо набраться терпения и простить автору сего очерка за цитирование пьесы, содержание которой вызывает, по меньшей мере, удивление.
Встречаются две замужние подруги, им лет под сорок: хозяйка квартиры Филлис (актриса Наталья Мольгавко) и гостья Кэрол (Ирина Коломиец). Между ними завязывается, казалось бы, ни к чему не обязывающий, обычный для них разговор на тему «Чем отличается член от сосиски», тем более что тут же на сцене стоит статуэтка с отбитой упомянутой принадлежностью, потому что Филлис перед этим бросила её в своего мужа Сэма (Евгений Сухотерин), который уходит от нее. Однако заявленная тема стремительно развивается, начинается выяснение того, к какой женщине уходит Сэм. Они много пьют и болтают. Филлис вдруг осеняет: «Хочешь знать, к кому ушел мой муж? Это же ты, сука! Шлюха, я вас вычислила». Та вначале отпирается («Что за бред!»), но под напором Филлис вынуждена во всем сознаться: где, когда, как часто Сэм «пихал ей свой стручок».
Кэрол оправдывается: «Я не соблазняла Сэма, он хорошо гулял и до меня. Спроси у Эдит или у секретарши. До того, как Сэм встретил меня, он перепробовал кучу твоих ближайших подруг, твоих однокурсниц и твою сестру». Филлис, однако, не проведешь: «Лгунья! Сучка! Первая б… Америки! Проститутка, шлюха, тварь!» Приходит муж Кэрол Говард (Сергей Дряхлов) и Филлис сообщает ему: «Она уже третий год долбится с моим мужем и теперь уходит к нему». Выясняется, что Говард страдает внезапной импотенцией и, по словам Кэрол, не всегда способен «засунуть креветку в турникет». Он жалуется: однажды Кэрол пришла блажь забеременеть и она каждые два дня заставляла его делать в пробирку, после чего спешно отвозила пробирку на такси, «пока живчики полны сил и виляют хвостиком». Она поправляет: «Твои не виляли, Говард. Они уныло слонялись». Сергей Дряхлов играет вдохновенно, но ради чего? Чтобы продемонстрировать психически и физически ущербного человека. Его игра не несет ни эстетической, ни тем более духовной радости, он лишь демонстрирует технику игры, то есть то, что называют актерским ремеслом.
Здесь и далее мы имеем дело с тем, за что Вуди Аллену его почитатели присвоили титул величайшего мастера «интеллектуальной комедии». Как видим, интеллект его в том, что он виртуозно обходит откровенный мат, хотя цинизм происходящего от этого не меняется, да не всё я и решаюсь воспроизвести для взрослых, что допускают в театре для детей и юношества. Как бы то ни было, Кэрол забеременела и родила неизвестно на кого похожего ребенка, которого романтики отдали за ненадобностью на усыновление.
Пользуясь случаем, Говард исповедует свою жену:
– Ты когда-нибудь изменяла мне до Сэма?
– Нет, вернее, да.
– А еще с кем?
– Ни с кем, с Джем Роладом.
– С Джем? Он же мой соавтор!
Ирина Коломиец удивляет неожиданным превращением своего персонажа из добропорядочной молодой женщины, какой, надеемся, является и сама актриса, в настолько пустую и распущенную, что только рот раскрываешь от удивления и задумываешься: «А если тебе попадется такая скромница?». На вид тонкая и изящная, она вынуждена, отрабатывая свою роль, превратиться в нечто достойное презрения. В отличие от неё, Наталья Мольгавко ведет игру ровно и однозначно. Её Филлис с первой и до последней минуты жестка и иронична. Она так и сыпет интеллектуальными шедеврами из копилки Вуди Аллена, вроде этого: «Вставший член не ведает стыда», сатанински уродуя стихи А. Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда, / Как желтый одуванчик у забора, / Как лопухи и лебеда». Конечно, здесь следует заметить, что не ведают стыда, в первую очередь, режиссер и автор пьесы. Забавно, что английское имя Филлис (Phillis) является в пасторальной поэзии популярным именем пастушки. Пастушка из ТЮЗа больше годится пасти диких рогатых козлов.
Приходит Сэм, чтобы забрать свои вещи, Филлис набрасывается на него: «Значит, ты перетрахал всех моих подруг? Подонок! Ты спал с Эдит и Элен, а с Полли?» Кэрол предлагает Сэму уйти, т.к. пора собираться в Лондон, где Сэм обещал ей начать совместную жизнь, но тот вдруг заявил: «Мы никуда не уезжаем, ты меня неверно поняла. Я люблю другую женщину, у нас с тобой был романчик, но мы никогда не были влюблены, это называется сходить налево, меня интересовал исключительно секс». Возмущенная Кэрол начинает после этого разоблачать своего возлюбленного, сообщая Филлис, что Сэм спал с Нэнси Райс прямо в их постели. «Ведь Нэнси председатель комитета по этике в нашей больнице», – делает открытие Филлис. Так, между делом раскрывается еще один уровень этого сообщества, лишенного представления о седьмой заповеди, данной Богом человечеству на горе Синай: «Не прелюбы сотвори».
Наконец, появляется последний, пятый персонаж – юная Джульет, ради которой Сэм оставляет свою жену Филлис и любовницу Кэрол. Странное дело, юная она в пьесе Вуди Аллена, а в спектакле роль её исполняет Татьяна Лизунова, которая в последней премьере сезона представляет пенсионерку и роль эта для неё, наверное, привычней. Режиссер Владимир Золотарь, демонстрируя карнавал спариваний, очевидно, вошел в раж и добавил это в виде парадокса, чтобы доконать зрителя. Юная, не будем спорить, пусть будет так, Джульет оказывается из той же самой когорты романтиков, к которым смело можно отнести и Вуди Аллена, и Владимира Золотаря, и всех, кто одобрил или восторгался этим спектаклем, включая министерства культуры РФ и области. Блудливые похождения пятидесятилетнего избранника её нисколько не смущают, она даже добавляет, что Сэм спал с калекой миссис Баксбаум со второго этажа. Сэм, как ни в чем не бывало, парирует: «И что с того? Умоляю, Филлис: я понимаю, изменять нехорошо, но ведь не потому, что у женщины одна нога короче другой».
Сказанного о содержании достаточно, остальные подробности романтики из числа зрителей могут найти в спектакле. Спектакль заканчивается тем, что Сэм и Говард начинают драку из-за Джульет, та нечаянно стреляет в зад Сэма, Филлис выпроваживает ее, а две парочки греховодников-романтиков остаются по-прежнему вместе, несмотря на разоблачение своих срамных дел.
Пора напомнить теперь о том, что же такое подлинный романтизм, который делает людей романтиками. Он предполагает возвышенное состояние мыслей и чувств, стремление к идеалу и совершенству во всех отношениях. Романтикам свойственны тончайшие сдвиги душевных состояний, настроения протеста против царящей в мире грубой низменной жизни, которой они противопоставляют жизнь духа в его высших сферах – религии, поэзии, любви. Спектакль представляет полную противоположность подлинной романтики. Совершается дерзкое мошенничество, подмена традиционных человеческих чувств и отношений, изображение вместо homo sapiens совокупляющихся человекообразных существ. Всё это делается в полном соответствии с планом соотечественника Вуди Аллена – Аллена Даллеса: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякой безнравственности». Проще сказал один поэт (Александр Трубин): «Хохочут бесы, сбросив маски, // И плачут ангелы навзрыд».
Создается отчетливое представление, что режиссер Владимир Золотарь является новоявленным адептом и того, и другого Аллена. На втором этаже в фойе ТЮЗа на всю стену площадью метров двадцать квадратных вместо портретов артистов можно было видеть планшет, на котором размещено в натуральную величину уникальное лицо Вуди Аллена (на фото) в количестве, вероятно, не менее сотни. Спрашивается, чего ради устроен этот иконостас человеку, главным правилом жизни которого, по его собственному признанию, является такое: «Я убежденный пессимист. Я до сих пор делю людей на мерзких и жалких». Редкое, демоническое признание. Таким предлагает восхищаться зрителю художественный руководитель театра Владиир Золотарь.
Взгляните на программку спектакля, на ней в натуральную величину изображены очки Вуди Аллена. Даже очки кумира сделаны предметом поклонения и почитания, «неотъемлемой частью его личности с невероятной энергетикой». Президент России в последнее время признал наличие в нашей стране пятой, т.е. враждебной колонны, и региональный омский список её золотых дел мастеров не уступит столичным.
ТЮЗ продолжает деградировать и некому помочь ему, научить элементарным представлениям о добре и зле, человеческом и скотском, блудливым и целомудренным, духовно здоровым и духовно больным.