Но есть и другие мнения.
В связи с сегодняшним открытием нового планетария БК55 попытался узнать у ведущих специалистов города, возможно ли существование внеземной жизни. Руководитель планетария Владимир Крупко был категоричен:
– Так вопрос уже давно не стоит. Во Вселенной возможны какие угодно формы жизни. На Земле в формировании белков участвуют только 20 аминокислот, а всего их 120! Возможны самые разные варианты, в том числе и небелковой жизни – как в романах Ивана Ефремова или у братьев Стругацких. Эта тема лежит пока за пределами научного дискурса, но о ней стоит говорить.
Другой астроном Владимир Дмитриев (Крупко назвал его в своей речи ведущим специалистом по астрономии в Омске) высказался осторожнее:
– Сейчас нет никакой информации, чтобы говорить о внеземной жизни. Но эта информация может появиться уже в ближайшие годы: ведь ещё 5 лет назад нам были известны всего 3 планеты за пределами Солнечной системы, а сейчас открыты уже 5500. Научным языком мы можем говорить только об углеродистой жизни, но и для этого у нас пока нет нужных данных. Ведь необходимо выяснить, существует ли на конкретных планетах вода, комфортная ли там температура – то есть 20, 30, 40 градусов по Цельсию. Нужно знать о наличии водоёмов, поскольку именно на кромке берега больше всего шансов на зарождение жизни: в таких местах наиболее интенсивно проходят химические реакции. Можно, конечно, предположить, что есть совсем другая жизнь, небелковая, но мы пока не можем быть уверены в том, что такая жизнь вообще возможна: мы же с ней не сталкивались. Так что пока обсуждать эту тему бессмысленно.
Судя по всему, без новых открытий разобраться в проблеме не получится. Пока нет даже полной уверенности в том, что жизнь отсутствует на совсем близком к нам по космическим меркам Марсе. Поэтому придётся подождать.
Николай Петров-Сидоров