Тем не менее в этом году придётся экономить на всём, включая пенсии.

Ряд федеральных ведомств во главе с министерством обороны не смог потратить в 2015 году все выделенные из бюджета деньги: речь идёт о сумме в 850 миллиардов рублей. По данным РБК, президент Путин на совещании 13 декабря выразил своё недовольство этим. Между тем в ряде случаев неисполнение части расходов не было связано с качеством работы конкретного ведомства: так, Роскосмос раньше многие свои заказы размещал на Украине и, видимо, ещё не нашёл новых исполнителей.

Примечательно, что министерство обороны очень активно добивалось увеличения ассигнований при формировании очередного годового бюджета, и это ему удалось: финансирование гособоронзаказа должно увеличиться на 13,5% по сравнению с прошлым годом, а собственно министерство получит дополнительные 211 миллиардов. Это было сделано за счёт сокращения госинвестиций и ряда социальных обязательств, включая пенсионное обеспечение. Теперь же выясняется, что военные не могут эффективно потратить даже меньшие суммы.

Путин потребовал разобраться в проблеме, и вчера она обсуждалась на закрытом заседании правительства, но какие-либо детали остаются неизвестными. Неясно также, как распорядятся оставшимися средствами. Глава Счётной палаты Татьяна Голикова вчера на Гайдаровском форуме предложила пока эти деньги не распределять; правда, она говорила о 245 миллиардах, то есть, видимо, только об открытых статьях расходов. Вообще вариантов два – направлять деньги или на покрытие общего дефицита бюджета, или на текущие расходы ведомств.

Ещё одна серьёзная проблема – обилие нереализованных авансов. Это ситуация, когда ведомство выделяет первый денежный транш по контракту, работа не выполняется в срок, а новые деньги продолжают выделяться. Всего уже к 1 октября 2015 года таких авансов было выдано на громадную сумму в 4,1 триллиона рублей.

Тема неэффективного использования денег в 2015 году тесно связана с другой, ещё более актуальной – с необходимостью жёсткой экономии в году начавшемся ввиду крайне негативных новостей с нефтяных рынков. Расходы федеральных ведомств должны быть сокращены на 10%. Известно, что Путин на соответствующее предложение о сокращении отреагировал раздражённо: «Хотите – делайте» и потребовал, чтобы были составлены планы не только по сокращению, но и по структурным изменениям, которые помогли бы пережить кризис.

Насколько серьёзным будет положение российской экономики в начавшемся году, пока неясно. Минэкономразвития передал Минфину свой прогноз под грифом «совершенно секретно». Известно только, что расчёты экспертов основаны на трёх вариантах нефтяной цены: 40 долларов, 30 и 25. По их мнению, 10-процентное сокращение позволит сбалансировать бюджет при цене барреля от 30 до 40.

Теперь Минфин ждёт конкретных предложений от других министерств и ведомств. Те «ужиматься», конечно, не хотят. Некоторые ведомства уже составили свои программы экономии, рассчитывая в первую очередь сокращать сотрудников и зарплаты. А вот глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что её предложение – не сокращать расходы на здравоохранение, но в случае необходимости и ей придётся подчиниться. Правда, пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко сообщил РБК, что социально значимые обязательства государства не должна затронуть жёсткая экономия, но что именно это значит – вопрос открытый.

Очень красноречиво уточнение пресс-секретаря: «Социально значимые обязательства, в частности, в здравоохранении и образовании». Пенсионное обеспечение здесь не упомянуто осознанно: ведь второй индексации пенсий в 2016 году точно не будет. Сейчас предусмотрена неполная индексация на 4% с 1 февраля, тогда как по закону, действовавшему ранее, пришлось бы поднять пенсии на 12%. Официальное решение – провести ещё одну индексацию во втором полугодии, если на это появятся деньги. Между тем экс-министр финансов Алексей Кудрин вчера заявил, что таких денег не будет даже при закреплении цены на нефть на уровне 35 долларов (нынешняя цена – всего 30). Алексей Левченко заявил открыто: для полной индексации потребовалось бы ещё 660 миллиардов рублей, «а где их взять?».

Из-за всех этих трудностей возникает вопрос: реалистично ли требование Путина о максимуме дефицита бюджета в 3%? Глава Минфина Антон Силуанов в интервью Bloomberg TV 13 января заявил, что без дополнительной экономии в 1,5 триллиона дефицит превысит 6% (напомним, что 10-процентная экономия – это «всего» 500 миллиардов); глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предположил в тот же день, что при цене нефти в 25 долларов нехватка средств вырастет до 7-7,5%. Теперь источник РБК в правительстве сообщает, что де-факто Путин уже смирился с неизбежным и аннулировал запрет на превышение 3-процентного порога дефицита. Это предполагает начало нового бюджетного торга: от того, какой дефицит разрешат теперь, зависит, какую именно долю финансирования потеряют конкретные ведомства.

Николай Петров-Сидоров.

Bloomberg TV

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/15/01/2016/5697f6e79a794701f110b8ce