И.о. декана юридического факультета ОмГУ Александр Костюков прокомментировал последние разбирательства в его вузовской вотчине и, похоже, не боится следующего скандала: в интервью «БК» профессор, доктор юридических наук Костюков резко высказался по поводу громкого присоединения ОГИС к ОмГТУ.

– Александр Николаевич, впервые за много лет вы попали в еженедельный рейтинг «Бизнес-курса» «Текущий счет» в качестве отрицательного героя. Согласны ли вы с выводами и оценками?
– Говорить об этом бессмысленно: оценки были получены от людей, которые не обладают достоверной информацией. Особенно поразил эксперт Михаил Машкарин, который в принципе знает, что такое «высшая школа». По сути, вся история, о которой говорилось в публикациях, – это не срыв выборов, а результат глубоких противоречий внутри ученого совета юридического факультета. Кстати, сегодня они уже сгладились.

– Зачем же настолько демонстративно выносить эти противоречия в публичную плоскость?
– В первую очередь, это было сделано бывшим деканом Фокиным. Мы лишь продолжили начатую им игру.

– Ваш соперник, второй кандидат на пост декана юрфака Роман Кирсанов подал в суд, потому что считал, нарушены его трудовые и академические права. Чем этот суд закончился?
– Суд Советского округа отказал Кирсанову в его исковых требованиях. Никакие его права нарушены не были. Он нафантазировал нормы, которых не существует, их же и оспаривал. Финал был предсказуемым – суд не разделил его фантазий.

– Какова сегодня обстановка на факультете? Выборы выборами, но еще остро стоял вопрос зарплат…
– Обстановка на факультете активно нормализуется. 4 декабря профессорско-преподавательскому составу была в полном размере выплачена заработная плата. Фонд оплаты труда – 2 миллиона рублей в месяц. Если коснуться внутренних негласных перемен, мы стали много внимания уделять сотрудникам персонально, много общаюсь лично. Делаю ставку на индивидуальную работу, чтобы люди чувствовали себя не винтиками, а частью слаженного механизма. Разрабатываем план развития факультета на 2016-2020 годы с условным названием «Пять шагов в Высшую юридическую лигу»

– Что это такое?
– Мы рассчитываем к 2018 году войти в десятку, а к 2020 – в тройку лучших юридических факультетов России: в компании юрфаков московского и питерского вузов. Это виртуальный рейтинг, но с реальной отдачей. Мы можем в два раза увеличить процент желающих поступить к нам абитуриентов. Это плюс и для статуса, и для казны.

– Амбициозные планы. Что именно для этого делаете?
– Ученый совет университета рекомендовал к внедрению четыре новых магистерских программы: это судебная деятельность, бюджетное и налоговое право, правовые основы государственного и муниципального управления, правовое регулирование социально-трудовых отношений. Также будем вводить новую программу специалитета, то есть пятилетнего обучения, которое из специальности «юриспруденция» сегодня практически уходит в прошлое. Будем максимально ускорять темпы развития факультета по всем возможным направлениям, включая завершение строительства главного корпуса ОмГУ на Фрунзе.

– Какие новости о знаменитом вузовском долгострое?
– На этой неделе документация сдается в государственную строительную экспертизу. В конце января в министерстве образования и науки будут представлены документы на выделение бюджетных ассигнований в размере 381 млн рублей. Деньги в федеральный бюджет 2016 года заложены. К концу 2016 года корпус должен быть достроен.

– Знаю, что во время последней поездки в Москву вы встречались с Германом Грефом. Зачем?
– Обсуждали программу подготовки кадров для северных и восточных отделений Сбербанка РФ.

– Кто был инициатором встречи? «Лучший декан юрфака», как вас уже окрестила наша ироничная публика?
– Да, именно я. Греф – выпускник юрфака и не забывает свою альма-матер. Герман предложил, чтобы омский университет взял на себя подготовку кадров для Сбербанка, в основном по специализации «Финансы и Кредит».

– Разве это не экономическая специальность?
– Да, но мы планируем делать это через Центр дополнительных образовательных программ юрфака, куда будем принимать специалистов со всех других факультетов университета. Сейчас получаем техническое задание, обговариваем варианты программы подготовки, объемы финансирования. Суммы будут исчисляться в миллионах рублей. Думаю, что программа стартует в 2016 году.

– Вам что, больше всех надо?
– Да. Под лежачий камень вода не течет. Мы стараемся максимально повысить наш рейтинг, все вместе и каждый в отдельности. Например, в этот раз в Москве я участвовал во вручении ежегодной премии «Юрист года» в колонном зале Дома союзов, где Ассоциация юристов России чествовала лучших правоведов страны.

– Сегодня острая для региона тема – создание опорных вузов. Госуниверситет планирует получать этот статус?
– Ученый совет уже принял такое решение и направил его в правительство Омской области. ОмГУ имени Достоевского – первый классический университет в регионе, созданный в этом качестве Советом Министров СССР в 1974 году. И вполне естественно, что именно он должен быть опорным вузом. Что касается новоявленных отраслевых университетов, то здесь есть много вопросов. Например, объединение ОмГТУ с институтом сервиса, о котором заявили на днях.

– Сразу два вопроса. Первый – опорных вузов может быть два, так какие проблемы? Второй – что вы имеете против объединения политеха и сервиса?
– Суета нужна при ловле блох. По всей логике ОмГУ должен объединяться с ОГиС и ОмГПУ, в том числе из-за территориального расположения этих двух институтов с будущим главным корпусом классического университета. Один студенческий городок в центре Омска, другой – в Нефтяниках. На месте губернатора Назарова я бы никогда не согласовал объединение политеха и института сервиса.

– Почему?
– Это противоречит интересам региона. Оперируя высказываниями вашему изданию президента ОмГТУ Виктора Шалая, гуманитарии могут «пораниться» об острые «железные углы» технарей. А пострадает в итоге Омская область. В техническом университете никогда не будет качественного гуманитарного образования. И кого он будет выпускать? Швей со знанием прикладной математики? Экономистов-электриков?

– Почему же тогда ОГИС не идет «сдаваться» ОмГУ?
– Потому что, на мой взгляд, институт сервиса, как Красная шапочка, слегка заблудился. Ему надо помочь.

Елена Ярмизина