Перечисленные в этом тексте сведения позволили следователю усмотреть в действиях заместителя начальника УМВД по Омской области уголовное преступление.

Сегодня, 15 декабря, в Октябрьском райсуде продолжилось судебное следствие по делу полковника полиции Сергея Клевакина. До отстранения от должности он занимал пост заместителя начальника омского УМВД, а теперь обвиняется в махинациях с недвижимостью.

На нынешнем заседании прокурор Виталий Безверхий зачитал подшитый в материалы дела документ – письмо из омского подразделения федерального БТИ в главное управление собственной безопасности МВД.

Письмо представляет собой ответ на запрос управления собственной безопасности полиции. Представители Бюро технической инвентаризации по просьбе МВД указывают примерную стоимость квартир в районах Омской области с сентября 2012 года по декабрь 2013 года. Квартиры конкретные – те самые, которые по госзаданию Клевакин приобрёл в фонд служебного жилья. Цены на каждую из них эксперты БТИ называют «с размахом». Например: «от 320 тысяч рублей до миллиона 144 тысяч», «от 530 тысяч до миллиона рублей».

Адвокат Наталья Романовская попросила суд обратить на методику БТИ особое внимание. Чтобы тут же её раскритиковать:

– Диапазон цен, который определяется в данном документе, указан как среднерыночный показатель. Вместе с тем совершенно очевидно, что для исчисления этих среднерыночных показателей используется примитивным образом случайная подборка вариантов, полученная из опубликованных на тот момент времени предложений.

Особое внимание письму из БТИ в суде уделили неспроста. Впоследствии цифры, перечисленные в этом документе, дали следствию основание увидеть в действиях полковника полиции Клевакина признаки преступления. По версии обвинения, в сговоре с Клевакиным бизнесмен Медведовский скупил эти квартиры у частных лиц по реальным ценам, а затем продал с аукциона МВД по сильно завышенной стоимости.

Сергей Клевакин настаивает: он стал жертвой обстоятельств. Посредничество фирмы Виктора Медведовского «РБТ-Сервис» было вынужденной мерой: закон запрещал покупать жильё для служебного фонда у физических лиц. А стартовые цены на аукционе разительно отличались от рыночных исключительно потому, что в их расчёте замглавы УМВД был вынужден следовать определённой методике.

Романовская подчеркнула:

– Существует специальная методика Минрегионразвития. Не простое вычисление среднего арифметического, а сложный механизм, который утверждён соответствующими инстанциями. Следствие исходит из каких-то средних цен, которые представлены в этом источнике и аналогичных.

Судья Евгений Балацырь поспешил возразить:

– Прокурор ни разу не сказал слова «средний». Он назвал минимум и максимум.

Наталью Романовскую это не смутило:

– Совершенно верно. Цена варьируется. Но мы не можем ориентироваться на эту случайную подборку. Речь идёт о случайных цифрах, которые попали в поле зрения этой инстанции. Хочу обратить внимание: в некоторых случаях вообще нет публичных офёрт, а в некоторых – только две. То есть для получения данных используется ничтожно малое количество информации, которое не может быть объективно.

Добавил своё слово и подсудимый:

– Эта справка лежит в основе обвинения и используется для того, чтобы обосновать ущерб. Поэтому я хотел бы обратить внимание судьи, что УМВД по Омской области покупало жильё в рамках гособоронзаказа у юридических лиц. БТИ проводит свои исследования по конкретным квартирам физических лиц. То есть это абсолютно разные ценовые потолки, разные накладные и прочие расходы. Эти сферы несопоставимы и несравнимы. Прошу на это обратить внимание: мы должны купить квартиры у юридических лиц, но к нам примеряют стоимость «физических» квартир, которые к этому не имеют никакого отношения.

На следующем заседании адвокат пообещала познакомить суд со всеми сложными математическими формулами, которые предписывает использовать Минрегионразвития.

Напомним: по версии следствия, реальная рыночная стоимость всей недвижимости составила 19 миллионов рублей, а «РБТ-Сервис» продало жилплощадь МВД за 30 миллионов.

Яна Турнова