Несколько лет назад, в бытность ректором ОмГТУ, Виктор Шалай противился проекту создания в Омске Западно-Сибирского федерального университета. Шалай сегодня занимает пост президента ОмГТУ, а идея объединения вузов набирает обороты.
– Виктор Владимирович, в министерстве образования и науки РФ приняли решение создать в России около ста региональных опорных вузов. Это означает, что процесс слияния и оптимизации необратим. Омску долгое время удавалось ходить «вокруг да около», удастся ли сейчас?
– Не думаю. Действительно, сегодня в России планируется создание сети опорных университетов, которые должны возникнуть на базе объединяющихся вузов в регионах. 16 октября министр образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ о проведении конкурсного отбора среди вузов страны. Речь идет об объединении вузов в мощные научно-образовательные центры.
– Каковы условия?
– Участником конкурса может стать любой государственный или частный вуз федерального значения, который принял совместное решение о реорганизации путем добровольного присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов. Это должно быть подтверждено решениями ученых советов объединяющихся вузов и поддержано губернатором. Табу на участие в конкурсе у федеральных, исследовательских университетов, у вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также у участников проекта «5-100» – это программа повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
– Официально вузы объединяют для повышения качества образования, хотя, наоборот, самые продуктивные учебные заведения относительно невелики – взять те же Гарвард, Оксфорд, Кембридж…
– Маленькие европейские вузы исторически «заточены» на небольшой круг задач и, действительно, достаточно эффективны. Наша проблема в другом. Когда разрушился Союз, было создано огромное количество вузов всех мастей: порядка трех тысяч государственных, частных, филиалов… Сейчас в министерстве образования и отраслевых министерствах числится порядка 660 вузов. Значительная часть их, по мнению министерства, не дает качественного образования. Поэтому была построена «дорожная карта» вычленения лидеров и оптимизации вузовской структуры. Стоит задача выделить лучших и повысить их эффективность путем присоединения прочих вузов.
– Как продвигается выполнение?
– Сегодня осталось выделить сотню региональных лидеров, на которых реформа образования и закончится. Выделены федеральные университеты – их 8, национальные исследовательские – их 29, вузы, которые участвуют в программе «5-100», – их около 15. Выделены 69 победителей конкурсов стратегических программ развития и программ «кадры для региона». Настало время «Ч».
– Что же происходит в Омске?
– У нас лишь один вуз стал победителем федерального конкурса стратегических программ развития на 2012-2017 годы – это ОмГТУ. Мы разработали свою программу, получили 300 миллионов бюджетных субсидий, софинансировали еще 500 миллионов собственных средств. Треть вложили в инфраструктуру вуза, треть – в развитие нашей «визитной карточки», ресурсного производственного научно-образовательного центра, треть – в кадры: здесь и повышение заработной платы, стимулирующие доплаты, фонд поддержки молодых преподавателей, эффективные контракты и так далее.
– И зачем же, напрашивается вопрос, такому вузу нужно с кем-то объединяться?
– И мы себе такой вопрос задавали. Думали, что, попав в список победителей (а мы на четвертом месте из 69 по динамике развития), получили некую индульгенцию… Когда был объявлен конкурс на опорные вузы и проводилось совещание в министерстве, я задал вопрос Александру Соболеву, директору департамента госполитики в сфере высшего образования: «Критерии, которые вы ставите в основу создания регионального опорного вуза, нами фактически достигнуты. Назначьте нас опорным вузом, дайте денег, и мы будем дальше развиваться…» Вот критерии: «10 тысяч очных студентов» – у нас 8,5 тысячи. «Консолидированный бюджет на 2020 год – 2 миллиарда рублей». У нас 1,7 миллиарда уже сейчас. «200 тысяч рублей на научные исследования каждому преподавателю» – это выполнено. И многое другое либо уже выполнено, либо совершенно реально «подтянуть» за пять лет.
– И что же ответил чиновник?
– Ответил, что «конкурс не о показателях. Конкурс – об объединении». Первостепенная задача – сократить количество вузов в России – вот цель объявленной программы. Она будет воплощаться в жизнь в три этапа. В этом году в 15 проектов должны объединиться 30 вузов. В 2016 году – 45 проектов, 90 вузов. В 2017 – 40 проектов, 80 вузов. Это «программа минимум», поскольку под объединение могут попасть не два, а три или четыре института.
– Что предлагают федералы для того, чтобы вузы были заинтересованы в объединении? Главная идея ясна: сделать более сильный и крупный университет. Но одной идеей сыт не будешь…
– Разумеется, будет финансовая поддержка. Каждому университету на развитие дается 200 миллионов рублей в год в течение трех лет. Заметьте: в регионе может быть два опорных вуза: гуманитарный и технический. Итого – 1,2 миллиарда на развитие образования в области. Огромная цифра! В нынешних экономических условиях это может радикально изменить облик и содержание наших учебных заведений, зачастую страдающих от безденежья… Даже получив 300 миллионов, мы в шесть раз увеличили объем заказов по науке… Нынешняя система финансирования, к сожалению, не имеет ресурсов для инвестиций в развитие, оборудование, оснащение. Деньги идут на текущие нужды, остальное надо брать из внебюджетных средств.
– Какие еще преференции получает опорный вуз?
– Право на реализацию образовательных программ последнего поколения, на участие в сетевых советах по защите диссертаций. Приоритет при определении контрольных цифр приема по бакалавриату, аспирантуре и магистратуре: по сути, вся региональная квота будет отдана в опорные вузы. Преимущественное право подбора иностранных студентов. Приоритетное участие в базовой части государственного задания в сфере науки. Сейчас на науку выделяют 10 миллионов, а будут выделять в разы больше. И так далее.
– Все это вы на днях транслировали на Совете ректоров. Какова реакция?
– Да, там были все до одного главы омских вузов. Резюме: сегодня два вуза – ОмГТУ и ОмГУ – объявили, что хотят в качестве потенциальных опорных вузов участвовать в программе. Все остальные решением ученых советов отказались. Надеюсь, пока отказались. Идет процесс осмысления, ректоры взяли небольшой тайм-аут. Сегодня я еще раз хочу донести до них информацию о тех преимуществах, которые получают вузы. Ведь сегодня один ректор в кресле, через несколько лет его сменит другой, а университет остается. Это вопрос стратегического развития. Если не будет опорных вузов, мы превратимся в заштатный городишко без серьезных научно-образовательных центров. Хотим иметь вузы международного уровня с серьезной федеральной подпиткой? Тогда не можем сидеть сложа руки. Ректоры должны понять: мы все сегодня стоим перед выбором. Либо идем на это сознательно и попадаем в число сотни ведущих вузов России, либо будем готовить бакалавров, которые вынуждены будут ехать в магистратуру и аспирантуру в Москву, Тюмень, Екатеринбург… Вернутся они потом? Вопрос риторический.
– Что произойдет в тех регионах, где никто не захотел объединяться?
– Задавал такой вопрос руководителям на совещании в Москве. «Ничего, – пожали они плечами. – Назначим опорный вуз по показателям, а остальных присоединим, но уже без денег и преференций».
– Похоже на шантаж…
– Не отрицаю. Принцип добровольности здесь очень важен, как и в жизни. По любви и согласию все складывается хорошо, насилие кончается плохо. Поэтому и хочется прийти к консенсусу. Мое видение сейчас таково: если ты не можешь остановить процесс, нужно его возглавить. В Красноярске, а затем в Екатеринбурге вузы с самого начала пошли по пути объединения. Там были созданы Сибирский и Уральский федеральные университеты, которые теперь получают миллиардные гранты и развивают науку. Как ни печально, среди городов-миллионников России Омск занимает далеко не первое место по науке и образованию.
– Не будут ли в итоге вузы-«аутсайдеры» попросту закрыты?
– Такое со временем тоже может произойти, ведь будут менять условия мониторинга и ужесточать критерии эффективности вузов. Вопрос лишь – насколько. Посмотрите, как расправляются с московскими вузами, в одно касание ректоров снимают. Боюсь, игры в демократию закончились.
– Уже сейчас вузы, участвующие в программе, обязаны заполнить соответствующие документы и указать, кого они планируют присоединить. Как в идеале вы представляете себе сам процесс?
– Первый этап – присоединение СибАДИ. На втором возможно присоединение и других вузов, к примеру института сервиса. В объединении могут участвовать и частные, и отраслевые вузы. Правда, четких механизмов присоединения последних пока нет. Возможны и другие варианты. Главное – найти партнера для участия в конкурсе.
– Что, по-вашему, изменится сейчас для педагогического университета? Речь о том, чтобы присоединить его к ОмГУ, идет давным-давно, с переменным успехом: общеизвестно, что интересы своей «альма-матер» несколько лет успешно отстаивает депутат Госдумы Олег Смолин…
– Верно, но это путь в никуда. Уже сейчас идет массовое закрытие образовательных программ. Такая судьба может ждать и ОмГПУ. Половину программ закроют – и вуз превратится в мелкий институт для подготовки учителей в Омской области. И при этом опорный гуманитарный вуз не создадим, университет им. Достоевского будет вынужден искать другие варианты. Филиалы московских вузов в этой программе не участвуют. А Алексей Якуб, ректор ОмГУ, напомню, тоже заинтересован в том, чтобы создать региональный опорный вуз.
– То есть речи о том, чтобы объединять ОмГУ и ОмГТУ, сейчас не идет?
– Были подспудно такие мысли, но, как понимаю, там юристы сегодня затопчут всех, не захотят потери бренда. Тяжело, когда сходятся два коллектива с разной ментальностью. Там – «говорящие головы». Тут – «работающие руки». Создавая федеральные университеты, министерство поняло, что нельзя соединять разнопрофильные вузы, это ведет к стагнации и деградации. Ни один из федеральных университетов пока не достиг тех показателей в развитии, которые планировались, потому что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Техническое образование – это практика, оборудование, железо… Гуманитарное – книги, компьютеры и умные люди. Совершенно разный подход! Вот почему я в свое время был против того, чтобы все четыре вуза «скинуть в кучу», и при Полежаеве не подписал ни одной бумаги на эту тему. (Виктор Шалай говорит о проекте создания в Омске Западно-Сибирского федерального университета – прим. ред.) Жизнь показала, что это было правильное решение. В Москве тоже поняли: нельзя физиков с лириками объединять. Нет профессий «рабочий-поэт» и «слесарь-юрист».
– И все же какова для вас ложка дегтя в этой большой бочке образовательного мёда?
– Честно говоря, мы получаем головную боль. Ведь коллектив присоединяемого вуза по зарплате обязаны поднять до своего. Часть денег, которые можно было инвестировать в развитие, мы должны направить в заработный фонд. Без субсидий «сверху» это нереально. Объединяться без денег – это революция. Бюрократия, писанина, выяснение отношений… Так что финансовая поддержка – это очень разумно и правильно. Если говорить о педсоставе, его сокращение маловероятно. Мы с СибАДИ, например, не дублируем образовательные программы, пересекается очень незначительное их количество. Больше проблем возникнет с административно-управленческим персоналом. Тут будут сокращения, очевидно, процентов на 30. Это неизбежно. Тем не менее, как показывает опыт соседних регионов, за несколько лет все устаканивается.
– Сегодня на слуху очередной скандал на юрфаке ОмГУ. Педагоги бунтуют: мол, зарплаты стали ниже. После объединения вузов недовольные будут, на ваш взгляд?
– У наших преподавателей зарплата на 30 процентов выше средней по городу. Люди сразу получат другую зарплату, ну чего им бузить? Другое дело, что у нас определенная система. Есть базовая составляющая и коэффициенты: за международную деятельность, за публикации и так далее. Множество факторов влияет на зарплату. В других вузах этого нет. Начисление зарплаты отдано на откуп завкафедрой, декана и ректора. В свое время я избавил себя от заботы делить деньги. Каждому дана возможность зарабатывать, все прозрачно.
– Напоследок вопрос философский. Какую проблему вы считаете главной в системе российского высшего образования? В 1990 году, по оценке ЮНЕСКО, Россия была на третьем месте по уровню образования, в 2012-м – на 35. В чем причина?
– Знаете, когда бюджет министерства образования равен бюджету Оксфорда…. В образование надо вкладывать деньги. Это не единственная проблема, но основная. Иначе мы вынуждены думать, не как плыть впереди эскадры, а как не потонуть из-за дыр, которые не успеваем латать…
Елена Ярмизина
«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.