В минувшие выходные смелые парни в дорогих костюмах в сопровождении группы силовиков ­подрулили на своих внедорожниках по трассе М-51 к новой развязке и в лучших российских традициях открыли Западный обход. За «сходкой» на морозе внимательно наблюдал корреспондент «БК».

Сметы, деньги, два ствола

Быть строителем в Омске так же опасно, как быть гангстером в Чикаго. И так же прибыльно. А быть главой минстроя так же сложно, как, например, возглавлять синдикат – приходится все время маневрировать между федеральными властями, норовящими проконтролировать, куда ушли их деньги, не зева­ющими силовиками и представителями строительной отрасли, нагло требующими свою часть пирога.

Можно годами срывать джекпот, строя омское метро и зарывая деньги в землю, как это делал гендиректор «Мостовика» Олег Шишов, а потом неосторожно попросить рассчитаться за олимпийские стройки и быстро сесть за несчастные 1,8 миллиарда, загадочно исчезнувшие во Владивостоке.
Можно обзавестись влиятельными покровителями и годами получать площадки в центре Омска, а потом, несмотря на «крышу», тебя банально расстреляет киллер в лесополосе, как это случилось осенью с владельцем компании «ОмСтрой-2001» Виктором Бергом.

Можно затеять в суровом Омске строительство коттеджных поселков по американскому типу и даже замахнуться на строительство 15-этажного отеля в городе, где все, что выше 5-этажной хрущевки, считается небоскребом. Но тут в центре города падает башенный кран, хоронит под собой нескольких человек, и ты тоже оказываешься в СИЗО – так было с Виктором Полукаровым.

В общем, история жизни омских бизнесменов-строителей не менее занимательна, чем история чикагских гангстеров. Она так же красива, наполнена дорогими машинами, частными самолетами, заграничными счетами, но так же трагична и тесно переплетена с криминалом.

Этим смелым парням и беда – не беда

Но, несмотря на риск получить пулю в голову или оказаться на нарах, строить в Омске не перестали и делают это все с тем же размахом.
Так, в минувшие выходные был наконец-то открыт так называемый Западный обход – объездная дорога и транспортная развязка, связывающая две федеральные трассы – «Байкал» и Омск – Тюмень.

Проект, на который власти потратили почти два миллиарда рублей, напомним, шел со скрипом. Дорогу начинало строить печально известное НПО «Мостовик» и даже получило в качестве аванса 446 миллионов. Но после того как силовики начали отпевание «Мостовика», за дорогу смело взялось Калачинское ДРСУ-6 во главе с директором Олегом Власовым.

Опустим грустную историю о том, что за этот подряд также билась компания «Ленпромстрой» из Санкт-Петербурга, аффилированная с теперь уже бывшим министром экономики Александром Третьяковым. Это тот редкий случай, когда контракт ушел из под носа уже после проведения тендера, причем так и осталось загадкой: питерцев «кинули», потому что началась шумиха в прессе, либо им решили отказать из-за того, что Александр Георгиевич без спросу залез на чужое поле, потому и была организована утечка информации в СМИ.

Но, как бы там ни было, Власов получил заказ, о котором еще год назад ни одно районное ДРСУ не могло даже мечтать, и за 8 месяцев построил дорогу. Как выяснилось, 20 ноября как раз заканчивался срок контракта калачинских дорожников с заказчиком, поэтому на следующий день решено было торжественно открыть магистраль для транспорта.

Правда, по словам очевидцев, в нескольких местах на подъезде к путепроводу тяжелая техника уже успела продавить асфальт, поэтому дорожники в ночь перед праздником спешно закатывали заплатки, но этот страшный секрет, о котором случайно узнал «БК», торжества не омрачил.

В лучших российских традициях за час до старта праздничной церемонии сотрудники ГИБДД перекрыли подъезды к транспортной развязке, из-за чего перед путепроводом образовалась настоящая пробка из десятков машин.

В центре путепровода была оборудована импровизированная трибуна – организаторы постелили красную ковровую дорожку и на фоне стенда с картой установили динамики и микрофоны. Сюда же подогнали автомобиль с передвижной электростанцией и во всю мощь врубили песни Валерия Сюткина.
Радостную толпу в 20-градусный мороз доверено было изображать сотрудникам Управления дорожного хозяйства Омской области. Их организованно подвезли на автобусе, выдали российские флажки и дали стандартную для таких мероприятий команду «улыбаемся и машем». На все попытки корреспондентов «БК» выяснить, откуда взялись эти искренне радующиеся новой дороге пешеходы, люди отвечали: «Из автобуса!».

Идентифицировать народ удалось лишь по личности руководителя управления Валерия Никитюка, охотно раздававшего комментарии ­прессе. «По ­нормативу самая низкая категория дороги в России должна стоить не меньше 500 тысяч рублей за километр. Дорога – она ведь как женщина. Если ты на нее мало тратишь и не содержишь ее – то она никогда не будет хорошей и красивой», – откровенничал с журналистами Никитюк, но так и не ответил на главный вопрос: во сколько же обошелся один километр «золотой» 18-километровой трассы и в два или в три раза это дороже, чем в Китае?

В назначенный час к развязке подъе­хала колонна дорогих авто, преимущественно состоящая из внедорожников и автомобилей представительского класса. Из черной «Тойоты» выскочил губернатор Виктор Назаров, вслед за ним появились его первый заместитель Андрей Новоселов, уже успевший публично процитировать Дона Корлеоне, и бывший глава синдика… то есть минстроя Омской области Станислав Гребенщиков, ныне являющийся заместителем без министерского кресла. Их сопровождали сразу два полковника – замначальника УМВД по Омской области Юрий Виноградов и начальник областной ГИБДД Сергей Шевченко.

«Этим смелым парням и беда – не беда», – разрывался в это время на морозе Сюткин, и мало кто в тот момент понимал, как он был прав: ведь торжественно открыть движение по дороге, официально не принятой госкомис­сией и еще не введенной в эксплуатацию, могли лишь поистине смелые парни.

Разрезав красную ленточку вместе с директором ДРСУ-6 Олегом Власовым, толкнув неизбежные в таких случаях спичи, губернатор Назаров со свитой пошел пешком по путепроводу. Пресса в это время мерзла и формулировала каверзные вопросы. Спрашивать во время этого пафосного праздника про госприемку было так же неприлично, как уточнять в разгар свадьбы, а оформлен ли в загсе брак или гуляем пока просто так, но «БК» все-таки спросил. И с удивлением узнал, что официально дорога еще не сдана.

– Бюрократическая машина еще работает. Дорогу сделали, а все необходимые документы уже подготовлены, и мы отдаем их на получение заключения гос­комиссии, – заявил руководитель КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» Валерий Никитюк. – Что касается качества, то тут был тройной контроль. Работы оценивали подрядчик строительства, заказчик и независимые эксперты СоюзДорНИИ. При этом вопросов ни у кого не возникло.

В серию неприятных попал и вопрос о деньгах, осевших в качестве аванса в «Мостовике». Но выяснилось, что губернатор Виктор Назаров настроен оптимистично.

– Те авансы, которые мы давали «Мостовику», мы «отыграем» назад, – по­обещал Назаров. – Все финансирование, которое было предусмотрено на этот проект, выплачено.

Учитывая, что конкурсный управля­ющий «Мостовика» Котов заявил недавно, что реальных денег в компании нет, реально взыскать что-то вряд ли ­удастся. Но правительственные финансисты, видимо, пока решили не огорчать губернатора.

Nothing personal, just business!

Благодаря сотрудникам ГИБДД, заставившим журналистов «БК» ехать в обход, мы имели возможность протестировать те участки Западного обхода, которые не стали показывать губернатору. И выяснили, что на подъезде к путепроводу дорога настолько неровная и бугристая, как будто строители потеряли нивелир. Ну или наняли слепого геодезиста.

«Этот участок фуры быстро разобьют, – отметил один из специалистов, строивших эту дорогу. – А часть асфальта сойдет вместе со снегом, потому что его укладывали на ледяную корку».

Но, как говорил известный чикагский гангстер Аль Капоне, ничего личного – это просто бизнес. Когда на кон поставлены большие деньги, редко кто играет по правилам. Как говорят в авторитетных кругах Чикаго, главное – вовремя выйти из дела.

Ведь сдай строители обход еще летом – и чисто юридически вся ответственность лежала бы на тогдашнем главе минстроя Гребенщикове. Ему есть о чем молчать: значительная часть трассы достраивалась при минусовых температурах. И, что бы ни трубили чиновники о новых технологиях, позволяющих укладывать асфальт в морозы, для этого, во-первых, нужна специальная техника, которой в ДРСУ-6 просто нет, а во-вторых, пока ни одним ГОСТом и СНиПом в России укладка асфальтовых смесей при -10...-20 °C не предусмотрена. Попробуйте найти хоть один документ, регламентирующий работы в морозы, и заткнуть им рты скептиков – и вы сразу поймете, что их просто нет.

Но серьезные проблемы всплывут только весной. А пока губернатор Омской области Виктор Назаров под бод­рую музычку торжественно открыл Западный обход. Рядом с ним стоял в этот момент директор ДРСУ-6 Олег Власов. Это был его звездный час.

«В прошлый раз Назаров так же приобнял на открытии объекта Мацелевича», – пошутил кто-то в толпе, вспомнив о печальной судьбе учредителя СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича, вот уже несколько месяцев находящегося в СИЗО. Его обвиняют в создании ОПГ и отмывании денег. Классическая гангстерская история, случившаяся в Сибири.

Тимур Васильев

«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.