ЛЭП повредили диверсанты в воскресенье, и в результате миллионы местных жителей вынуждены жить без света. Татарские активисты, блокирующие доступ к месту аварии, обещают препятствовать ремонту, пока Россия не выпустит политических заключенных и не позволит международным организациям следить за соблюдением прав человека в Крыму. По словам активистов, трехсоттысячное сообщество крымских татар систематически сталкивалось с репрессиями с тех пор, как Россия аннексировала Крым в марте 2014 года.
Украинский президент Петр Порошенко, не упоминая об отключении электричества напрямую, предположительно, одобряет эту конфронтацию.
«Нас не устраивает сегодняшний статус-кво, когда оккупационные власти полуострова пренебрегают базовыми правами человека. Имеет место обострение противостояния между самопровозглашенными властями и активистами», - заявил Порошенко на встрече с министрами иностранных дел Бельгии, Люксембурга и Нидерландов.
В Москве пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отреагировал спокойно. Сказал, что ничего не знает о графике восстановления ЛЭП, но надеется, что Украина примет «энергичные меры», чтобы устранить проблему. От президента Владимира Путина, уехавшего на встречу экспортеров газа в Иран, незамедлительных комментариев не было. Как бы то ни было, едва ли он доброжелательно отнесется к нарушению привычного образа жизни всего Крыма, так как сделал его поглощение Россией своего рода личным проектом. Сергей Аксенов, назначенный Кремлем премьер-министр Республики Крым, отреагировал живее. В сделанном в понедельник заявлении он назвал отключение электроэнергии «террористическим актом».
«Благодарим крымчан за понимание, за терпение, и хочу прояснить, что ситуация, связанная с тем, что жители сделали выбор свой в прошлом году, она, конечно, связана с некоторыми трудностями.(...) Вопрос с помощью шантажа решаться с нами не будет», - заявил Аксенов.
Лидеры крымских татар, которых Россия вынудила отправиться в изгнание, а также правой националистической группы «Правый сектор» (запрещенная в России организация - прим. ред.) одобрили разрушение ЛЭП, но не взяли на себя ответственность за него.
Мустафа Джемилев, лидер крымско-татарского меньшинства, сказал украинскому новостному сайту Lega.net, что опоры ЛЭП «могло сдуть ветром».
«Почему мы должны снабжать захватчика всем необходимым? - спросил Джемилев, являющийся членом украинского парламента. - Если они оккупировали нашу территорию, нам надо их отсюда выкурить». По словам Джемилева, лица, заблокировавшие доступ на место аварии, разрешат отремонтировать линии, необходимые для поставок электричества в Херсонскую область Украины, но не позволят починить линии, ведущие в Крым.
Иван Нечепуренко, Нил Макфаркуар