Арбитражный управляющий Владимир Виноградов, ведущий конкурсное производство в ИПК «Жилстрой» Виктора Полукарова, по просьбе БК55 рассказал, кого он считает виновным в трагедии с падением башенного крана.

По поводу трагедии на Жукова меня уже допрашивали несколько раз. Приходилось в Следственном комитете и до 10 часов вечера сидеть.

Да, мне известна точка зрения адвоката Полукарова, что владелец компании будто бы ни при чем, а задерживать нужно было меня. Вот только к моменту ЧП я был конкурсным управляющим этого предприятия аж целый месяц. За это время я провел инвентаризацию имущества, занимался сокращением персонала, проводил перерасчет зарплаты, начисление выходных пособий, собирал кредиторов... Для такого короткого срока, считаю, это немало. Но вот конкретно этот кран, извините, я не принимал? и мне его никто не передавал. Просто потому что я не специалист по такой технике. Я только, как мог, следил за его сохранностью как имущества, формирующего конкурсную массу. Всего таких кранов у нас пять. Территория объектов, где они стоят, хорошо охранялась. И я каждые три дня объезжал с проверкой эти площадки.

При этом люди, которые в этой технике разбираются и напрямую за нее отвечали - инженер, механик - между прочим, вовсе не уволены, они работают до сих пор. Но главные виновники здесь, думаю, не они. Вообще, я считаю, что это дело случая. На мой взгляд, крановщик нарушил все, что мог. Да, кран не прошел аттестацию, но это не значит автоматически, что он был неисправен. Это то же самое, что машина без техосмотра - отсутствие талона не означает, что она сломана. Именно этот кран был выставлен на продажу и на него уже был покупатель! Самостоятельно убрать его с площадки, принять решение о его демонтаже я не мог. Вот вы знаете, сколько стоит демонтировать такую технику? 360 тысяч рублей. При том что стоит он сейчас всего порядка 100 тысяч. Выделить такие средства я сам не мог, арбитражный управляющий не распоряжается деньгами - это может делать только комитет или собрание кредиторов.

Что я могу сказать по поводу того, что многие называют это банкротство фиктивным? Я с Полукаровым очень мало общался. Но могу сказать, что строительство компания действительно уже не вела. В фирме осталось всего 26 человек, причем это ИТР, бухгалтеры, непосредственно строителей, монтажников в штате уже не было.

Прочитал в СМИ, что на Полукарова есть еще одно дело - по неуплате НДФЛ. Грустная история. Налоговики прижали его, и Полукаров, что называется, «на последнем издыхании» выплатил людям зарплату. А налоги уже не осилил. Он пытался быть хорошим, но не получилось.

Впрочем, повторюсь, вины Полукарова в этой трагедии я не вижу. На мой взгляд, в этой ситуации виноваты тот человек, который дал распоряжение крановщику залезть на этот кран, и сам крановщик. Последний несет такую же ответственность как водитель за рулем. Он должен был знать, аттестован ли кран, должен был сделать соответствующую запись в бортовом журнале. Но, насколько я понимаю, не только никакой записи не было сделано, но и сам журнал пропал. Крановщик же должен был проверить и то, как установлены тупиковые упоры. Вы же понимаете, что в таких тонкостях может разбираться только специалист, каковым он теоретически являлся. И даже тот, кто отдал крановщику приказ, виноват, на мой взгляд, относительно. Примерно как человек, отдающий вам идиотское распоряжение типа «спрыгните с моста» - если у вас с головой в порядке, вы его, понятно, проигнорируете.

А адвокаты сейчас просто пытаются увести ситуацию в сторону. Переводить в этой ситуации на меня, конкурсного управляющего, стрелки - это последнее дело.