Омские чиновники цинично уничтожают рынок наружной рекламы, который ­ежегодно пополняет городскую казну многомиллионными налоговыми и ­арендными вливаниями. При этом под раздачу попадают именно ­высокотехнологичные ­дорогостоящие рекламные конструкции, которые ­операторы рынка готовы САМИ привести в соответствие с новым ГОСТом. Но их просто массово спиливают за ­бюджетные деньги. При этом к самовольным и ­запрещенным плакатам, растяжкам и стендам, явно уродующим облик города, никто интереса не проявляет.

Благими намерениями

«Я бы хотел запомниться развитием малого и среднего бизнеса, – буквально на днях заявил одному из местных СМИ старый новый губернатор Омской области Виктор Назаров. – Да, я говорил о том, что беру малый бизнес под защиту, но это не значит, что я буду стоять рядом и решать за них задачи. Нам нужно дать им удочку, которой бизнес научится рыбачить. Это наша ­задача на ­ближайшие 5 лет, чтобы к этому времени наполнение бюджета от малого и среднего бизнеса было больше 50 процентов».

Заявил – молодец! Теперь посмотрим, как это «наполнение» организуется сегодня на рынке наружной рекламы.

1 января 2014 года были внесены изменения в Федеральный закон «О рекламе», согласно которым на территории каждого российского города должна быть принята схема размещения рекламных конструкций. С тех пор прошло почти ДВА года, а в Омске эта схема готова лишь для нескольких центральных улиц. Да и то она постоянно меняется. Потому что схема – это всегда лишь набросок, а город – живой организм, и он постоянно меняется: там расширили проезжую часть, тут установили светофор, здесь оборудовали пешеходный переход, все обросло новыми дорожными знаками, и размещение рекламных конструкций в очередной раз нужно переделывать со всеми мельчайшими деталями. Все это, естественно, согласовывается в нескольких ­инстанциях, и бюрократия запускает свой неповоротливый механизм.

Неужели нельзя этого избежать? Это как если бы власти требовали от генплана точных данных о предстоящем строительстве в каждом конкретном месте Омска: количество этажей, площадь здания... Такого ведь не происходит? Властям достаточно информации о зонировании земли, где указано: там расположатся жилые многоэтажные дома, а здесь здания общественного назначения. Именно такой вид желают придать схеме наружки игроки рынка. Здесь билборды, там призматроны, определили тип конструкций, и это главное, конкретные данные станут ясны позднее.

ГОСТем будешь?

В начале октября этого года премьер-министр Медведев утвердил ГОСТ о наружной рекламе на автомобильных дорогах, который вступит в силу в марте 2016 года. Федеральная пресса пишет, что, по оценкам чиновников, в Москве с нарушением ГОСТа установлено 90 процентов рекламных конструкций, в Петербурге – почти 100.

У нас получилось вот что: ГОСТ, который, получается, ранее носил ­рекомендательный характер, вдруг стал в обращении ГИБДД обязательным. Но, как водится, само требование трактуется весьма гибко. Взять, к примеру, требование на размещение рекламы в пятиметровой зоне от края дороги. Где расположена конечная точка этих «пяти метров»? На «ноге» конструкции? На ее экране? На ее углу? В какой плоскости располагается этот вектор – сагиттальной, фронтальной, горизонтальной? О каждом конкретном случае можно спорить бесконечно, что некоторые участники рынка и делают в судах. Да и утверждение единой омской схемы размещения рекламных конструкций блокируется как раз ГИБДД и снова по причине нарушения ГОСТа. Вернее ГОСТов, ибо в расчет служба берет еще два других спорных требования, которые судом частенько не признаются.

ГИБДД как контролирующий орган, входящая в комиссии по согласованию схем при департаменте и министерстве имущественных отношений, почему-то фактически оказалась в их главе, постоянно «заворачивая» предложенные чиновниками схемы по причине их якобы несоответствия требованиям. Помимо того, что сама ­подобная ­структура ­благоволит расцвету коррупции (согласующий и надзорный орган – один и тот же человек), она также лишает остальных участников процесса возможности повлиять на принятие решения. Чиновники десятки раз переделывают одно и то же, а непосредственные участники рынка вообще выброшены за борт жизни, так как их мнение по схеме учитывается с колоссальной задержкой, если учитывается вообще. Да, есть судебные инстанции. Но это всегда деньги и время. Минимум четыре месяца уходит на то, чтобы утвердить свое право на размещение одной отдельно взятой конструкции. А у любой уважаемой фирмы их сотни.

Сила есть, сдачи не надо

Теперь о главном. Омичи городом недовольны и обиженно кличут Шанхаем. Нам до него как до Китая во всех смыслах, но то, что город зарос плакатами, растяжками, стендами и бордами, очевидно. В порядке заинтересованы все, в том числе и сами игроки рынка. Они утверждают, что 60 процентов наружной рекламы, которую мы видим, установлены исключительно нелегально. Киоски, рестораны, театры, магазины рекламируют свои услуги, устанавливая крышные конструкции, электронные табло, панно, щиты, мультивизионные установки, кронштейны, маркизы, штендеры, перетяжки. Как официальные операторы рекламы они не существуют, все эти вывески, как правило, они размещают без разрешительных документов. Но к ним и никаких претензий! Самовольные и запрещенные конструкции прокуратуру не интересуют. Снова торжествует работа по букве: прокуратура просит проверить официальных операторов на истечение сроков договоров, ­незаконное ­размещение конструкций. Те, кто не оформляют документы, не платят налоги и арендную плату за рекламное место, по сути, оказываются в выигрыше. Тем временем ГИБДД пугает рекламщиков стопкой из 2500 штрафов за несоответствие конструкций ГОСТу. Минимальная сумма такого наказания для юрлица – полмиллиона рублей. Нескольких штрафов вполне хватит, чтобы если не потопить корабль игрока, то уж точно проделать в нем течь.

На сегодняшний день подписано распоряжение и о демонтаже 362 рекламоносителей в первой зоне. Под раздачу попали именно высокотехнологичные дорогостоящие конструкции: призмы, экраны, суперборды. Перенести свой щит легальные игроки не могут: целостной схемы размещения по городу до сих пор нет. Происходящее порой доходит до абсурда.

Например, у одного из операторов закончился срок действия аренды, но при этом на аукционе уже выиграно новое место для размещения ­конструкции в 50 метрах от существующего. Оператор выражает готовность своими силами перенести установку и согласовывает с администрацией сроки переноса. Но уже на следующее утро, несмотря на все согласования, конструкция все равно оказывается спиленной. За бюджетные деньги. ­Казне обходятся такие ­работы в десятки миллионов рублей. К чему такие расходы при нашем-то дефицитном бюджете?

Мэрская помощь

Стоит признать, власти все-таки предприняли попытки услышать предпринимателей. Мэрия создала рабочую группу по наружной рекламе, пригласив туда профессиональных операторов. 17 января этого года протокол совещания этой группы подмахнул лично Вячеслав Двораковский. В нем ясно значился перечень поручений, сроки их исполнения и ответственный исполнитель – директор департамента имущественных отношений Сергей Хорошилов. К первому апреля 2015-го должно было быть учтено 100% мест для размещения рекламных конструкций. На текущий момент схема готова едва ли на 15%. К 15 февраля на согласование должны были быть представлены нормативные документы, регламентиру­ющие проведение аукционов и ценообразование на размещение наружной рекламы. Выполнено  0%. О внесении соответствующих изменений в решения Омского горсовета и говорить не приходится. Итого из 10 пунктов протокола выполнен только один – создан экспертный совет по рекламе. Его участники признаются, что никогда не проводили за год столько времени на всевозможных совещаниях... Но все безрезультатно. По большому счету, даже первый, самый простой пункт протокола – составление графика разработки схем – не увидел свет. Что тому виной? Предположения можно строить самые разные. Чиновничья привычка множить бумаги и выполнять указания по формальному принципу не зря высмеивается столетиями в великой литературе. Вот взять ­конкретную ситуацию. Приносят в департамент на согласование схему размещения на какой-нибудь энной улице. На бумаге вроде все в порядке. Но разве это дает гарантию, что именно так эти рекламные конструкции и расположены, как это указано в документе? Не исключен вариант, что власти расчищают рынок под кого-то своего. Ведь всегда настораживает рвение мэрии в каких-либо вопросах...

Где конкретика?

Даже когда чиновники рапортуют о своих «успехах», например, о том, что в утвержденных ими 37 схемах расположено более 500 рекламных конструкций, следует учитывать, что сюда входят все их типы и форматы, но отсутствуют самые рентабельные. Если вдаваться в подробности, предложенные сейчас схемы (37 улиц) фактически душат легальный бизнес: например, на улице Мира установлены 52 конструкции самого востребованного формата 3х6. После утверждения схемы их останется две. На улице Маяковского их не останется совсем, а было 32. Для предпринимателей это издевательство: вроде как мы обескровили вам бизнес, но радуйтесь, что не убили совсем!

Увеличение размера самовольно установленной рекламной конструкции после демонтажа рекламного щита 3х6 м, приносившего в бюджет ежемесячные поступления. Ул. 60 лет Победы

Но на этом достижения заканчиваются, и бизнесмены пытаются взять инициативу в свои руки. Игроки рынка наружной рекламы составили реестр из предположительно самовольно установленных рекламных конструкций. На конец августа в этом списке их было по разным оценкам от 3000 до 5000. Власти регулярно отчитываются о том, что якобы устраняют такие незаконные объекты, но можно ли верить этим утверждениям? От того, что сняли маленькую вывеску, облик города не меняется. Если демонтаж и производится, его результаты не бросаются в глаза.

Подмена понятий

Суммируем сказанное: город разработал схему, учитывающую интересы и бизнеса, и муниципалитета. Но межведомственная комиссия по согласованию ее не принимает: ГИБДД считает ее не соответствующей ГОСТу. Но, позвольте, почему надзорный орган влияет на принятие таких решений? Разве его функция согласовывать, а не контролировать? Почему трактовка ГИБДД ГОСТа, которая, как мы упоминали, может быть разной, стала истиной в последней инстанции? К тому же, напомним, до марта 2016 года его соблюдение остается добровольным. Сама по себе схема не является окончательной. Это лишь предложение разместить конструкции определенным образом. Установка каждого конкретного объекта ­рассматривается отдельной комиссией, в которой опять же присутствует представитель ГИБДД, который способен оспорить ее размещение. Подобное же законное право обжаловать решение комиссии имеет и рекламный оператор. Так зачем строить препоны на этапе согласования общегородской схемы, если все равно предстоят обсуждения по каждому конкретному случаю? Омский район уже два года парализован той же заразой: отдельные схемы размещения конструкций есть, но правовой и аукционной документации нет, ценообразование не­адекватно рыночному, и когда состоятся торги неизвестно. Все так словно и кричит: становись нелегалом, уходи в тень, живи по законам каменных джунглей. Тогда ты не только не станешь делать отчисления в бюджет, но тебя вообще не заметят и не тронут. Не этого ли добивается Назаров, говоря о том, что омской экономике пора воспрянуть?

Сначала добейся

Профессиональные операторы заявляют о том, что готовы сократиться на предлагаемые 30-40%, но при условии что сам рынок власти приведут в порядок. Рекламщики предлагают губернатору вполне конкретную последовательность действий. Принять единую схему размещения конструкций, предложенную городом. Остановить демонтаж 362 конструкций. Демонтировать конструкции только на тех участках улиц, по которым проведены торги, и убрать самовольно установленные конструкции на ВСЕЙ территории города. Принять для всех 32 районов области сроки и правила размещения на базе уже разработанных городских документов. Наконец, решить все важные и конкретные вопросы вместе с участием главного прокурора области Спиридонова, прокурора города Полубоярова, начальника УГИБДД УМВД России по Омской области Шевченко, председателя комитета по рекламе при Омской торгово-промышленной палате Бачинского, мэра Двораковского и его зама Бреер, представителя ООСП и, конечно, самих представителей рекламного бизнеса, входящих в рабочую группу по рекламной деятельности, утвержденной мэром. Просто сесть и наконец-то их решить. Готовы ли вы, Виктор Иванович, не протягивать удочку, которых у малого и среднего бизнеса и так целый арсенал, а наконец-то услышать предпринимателей, что им нужно на самом деле, и просто это исполнить?

Анастасия Павлова

«Бизнес-курс» № 42 от 04.11.2015 г.