Разбившийся в Египте 31 октября пассажирский самолет A321-231 компании «Когалымавиа», которая работает под брендом Metrojet, летал с 1997 года.

Перед тем, как оказаться в воздушном флоте компании, самолет с регистрационным номером EI-ETJ успел поработать в ливанской компании Middle East Airlines, турецкой Onur Air и саудовской Saudi Arabian Airlines.

Лайнер был зафрахтован туристическим оператором «Brisco» и выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург.

В Египет уже выехала комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Её возглавил исполнительный директор МАК Виктор Сороченко, в комиссию включены руководитель научно-технического центра МАК и ведущие специалисты по расследованию авиационных происшествий.

«Человеческий фактор»
Информационные агентства со ссылкой на представителя авиакомпании «Когалымавиа» Оксану Головину сообщают, что пилот разбившегося самолета Валерий Немцов имел более 12 тысяч лётных часов.
В авиакомпании считают, что человеческий фактор не мог стать причиной катастрофы, поскольку командир воздушного судна был достаточно опытным пилотом.

В субботу днем боевики запрещенной в России экстремистской группировки «Исламское государство» заявили, что берут на себя ответственность за крушение лайнера. Информацию об этом они распространили через мессенджер Telegram.

Известно, впрочем, что такие группировки часто и охотно берут на себя ответственность за каждую резонансную катастрофу. По имеющимся данным, у боевиков нет оружия, способного сбивать гражданские самолеты на большой высоте. Кроме того, египетские спецслужбы заявили, что нет никаких указаний на то, что самолет мог быть сбит.

Министр транспорта России Максим Соколов сказал в интервью телеканалу «Россия 24», что запрета на полеты над Синайским полуостровом не было.

Техническое состояние самолета
По данным сайта Flightradar24.com, с 24 октября данный борт совершил не менее 15 рейсов. Среди них полеты между египетскими курортами Шарм-эш-Шейх и Хургада, а также турецкой Анталией и российскими городами Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Информационные агентства утром в субботу сообщили со ссылкой на некий анонимный источник в аэропорту Шарм-эш-Шейха, что экипаж уже жаловался на проблемы с двигателем.

Между тем, по словам министра транспорта, данный борт имел сертификат летной годности и разрешение на международные полеты.

В свою очередь агентство Интерфакс со ссылкой на представителя холдинга TH&C (в его состав входит «Когалымавиа») Оксану Головину передает, что лайнер в 2015 году прошел процедуру D-check. D-check называется «самой тяжелой проверкой», которая проводится раз в 12 лет на специальной базе, и продолжается 30-40 дней. В ходе нее проверяется весь самолет, все его узлы и детали.

Кроме того, самолеты этого класса могут продолжать полет в случае отказа одного из двигателей - мощности оставшегося хватит на то, чтобы совершить посадку в ближайшем аэропорту.

Агентство Рейтер сообщает, что российская сторона в рамках расследования причин крушения рейса 9268 будет брать пробы топлива, которым был заправлен самолет перед аварией. (Последняя заправка авиалайнера, разбившегося на Синайском полуострове, состоялась в Самаре.) Это обычная процедура в ходе расследования любой авиакатастрофы.

Падение с высоты
Связь с самолетом прекратилась, когда он находился на высоте более 9 тысяч метров.
Член египетской Комиссии по расследованию авиационных инцидентов Айман аль-Мугадем сказал Ассошиэйтед пресс, что пилот сообщал о технических проблемах в ходе полета, прежде чем потерял связь с авиадиспетчерами. Пилот также говорил о намерении приземлиться в ближайшем аэропорту.

Эксперты сайта Flightradar24, который занимается отслеживанием полетов, заявили, что прямо перед потерей сигнала лайнер стал резко снижаться со скоростью 6000 футов (1830 метров) в минуту, а также терять скорость.

Большинство авиационных происшествий происходит во время взлета и посадки, в условиях, когда близость земли, а также сравнительно невысокая скорость оставляют совсем немного времени на исправление ошибок экипажа или поиск решения при обнаружении неисправностей.

За всю историю авиакатастроф с эшелона упало совсем немного самолетов. Тем не менее, в России либо с российскими лайнерами произошло несколько подобных авиапроисшествий.

Так, в ночь с 22 на 23 марта 1994 года под Междуреченском разбился A310 компании «Аэрофлот». Расследование установило, что командир пустил за штурвал своего сына, который случайно опрокинул самолёт в штопор.

Еще одна громкая катастрофа, в ходе которой самолет упал с эшелона, произошла 22 августа 2006 года. Ту-154М российской авиакомпании «Пулково» упал под под украинским Донецком после того как экипаж попытался перелететь грозовое облако. Пилоты не справились с управлением, и лайнер свалился в плоский штопор.
24 августа 2004 года в результате взрыва на борту разбились два пассажирских самолета: Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга - Авиаэкспресс».

В последние годы самыми громкими авиакатастрофами за пределами России, которые произошли на большой высоте, стали гибель двух Boeing-777 Malaysian Airlines, а также катастрофа A330 Air France в Атлантике.

Один из малайзийских «Боингов» был сбит зенитной ракетой над Донбассом, второй бесследно исчез в Южно-Китайском море. Французский лайнер, как заявила комиссия по расследованию, разбился из-за того, что пилоты неправильно отреагировали на техническую неисправность.

В истории авиакатастроф падения самолетов с эшелона происходили как вследствие ошибок экипажей, так и вследствие неисправностей или конструкционных недостатков воздушного судна. Некоторые катастрофы произошли из-за преднамеренных действий членов экипажей, обстрелов с земли, злоумышленных действий пассажиров на борту, а также перегруза и неправильной центровки самолёта.

Самолет
Семейство А320 - одно из самых популярных в мире среди узкофюзеляжных ближне- и среднемагистральных самолетов. Кроме базовой модели, оно включает в себя также А318, А319 и А321. Всего было выпущено более шести с половиной тысяч самолетов этого класса. Свой первый полет лайнер А320 осуществил в феврале 1987 года. Главным конкурентом самолета корпорации Airbus в этом самом большом сегменте мировых авиаперевозок является Boeing 737. За все время эксплуатации А320, по данным сайта Aviation-safety.net, произошло 89 авиационных происшествий, 33 из которых привели к полному уничтожению самолета. При этом только 12 из них были катастрофами, в результате которых погибли более 1100 человек.

A321 совершает коммерческие рейсы с 1994 года. До крушения рейса «Когалымавиа» с этим лайнером произошло пять серьезных авиапроисшествий, в том числе одна катастрофа. 28 июля 2010 года в результате крушения самолета в горах к северу от столицы Пакистана погибли все 152 человека, находившихся борту A321. Лайнер компании Airblue выполнял рейс из Карачи в Исламабад в плохих метеоусловиях.

А321 компании «Когалымавиа» с регистрационным номером EI-ETJ, который разбился на Синайском полуострове, пережил до этого одно несерьезное авиационное происшествие. В 2001 году, когда он находился в составе компании MEA, во время посадки в Каире он коснулся взлетно-посадочной полосы хвостовой частью.